Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

А. К. Толстой

Лирика А. К.Толстого - редкое свидетельство возможности сохранения романтического мироощущения при ироническом и даже саркастическом отношении к современной жизни и истории.

При изучении лирики А. К.Толстого в школе важно обнаружить контраст между восхищением красотой природы, безраздельной

Отданностью любви, поэтизацией русской старины и увлеченностью фольклорными образами - и беспощадной трезвостью оценок быта и жизни в целом.

Методические приемы, открывающие поэтическое содержание лирики А. К.Толстого, состоят в сопоставлении с лирикой Фета, в оценке музыкальных интерпретаций стихотворений поэта П. И.Чайковским и С. В.Рахманиновым. Стихотворения, предложенные в программе, как правило, имеют музыкальные аналоги.

Сатирические произведения А. К.Толстого могут быть приближены к учащимся предложением словесно нарисовать иллюстрации к тексту “Истории Государства Российского от Гостомысла до Тимашева”.

Близость к русскому фольклору неоднозначно реализована в творчестве А. К.Толстого. Эпические стихотворения (типа “Садко”) содержат элементы стилизациии и сопоставление с былинами обнаруживает природную мощь народных образов.

“Царь Федор Иоаннович”. Драматическая трилогия А. К.Толстого о смутном времени. “Царь Федор Иоаннович” (1868) - трагедия о конфликте добра и власти. Чтение фрагментов из “Истории государства Российского” Н. М.Карамзина, посвященных царю Федору и Борису Годунову. Нравственный суд историка над событиями прошлого. Создание установки на анализ трагедии А. К.Толстого с помощью вопросов: “Почему добрый царь Федор винит себя во всех катастрофах, разразившихся в финале трагедии?”. Рассмотрение трагедии по ходу развития действия и обсуждение центральных вопросов каждого акта.

/ Действие. «Оправдана ли мысль И. П.Шуйского, что “чистым тот не может оставаться, кто борется с лукавством”? Верны ли мнения о царе Федоре бояр, говорящих, что он “плотью слаб и духом”, что “словно мягкий воск в руках того, кто им владеть умеет?». Юродивый или дитя царь Федор в представлении драматурга? Попытка учеников нарисовать

Словесные портреты героев: И. П.Шуйского, Бориса Годунова, царя Федора, царицы Ирины (групповая работа).

II действие. «Как в действиях царя проявляется его убеждение: “Нам

сам Господь велел любить друг друга?”. Почему примирение Годунова с

И. Шуйским для царя - “в целой жизни лучший день?”. Что разделяет

Годунова, пекущегося о “жизни новой светлом теченье”, и защитника

“старого русла” обычаев Шуйского? Почему Ирине удалось склонить

Шуйского к примирению?» Чтение диалога царицы и И. П.Шуйского в

лицах с наблюдением за динамикой чувств царицы - от упрека к мольбе,

которая “повеяла как будто тихим летом”. Прав ли народ, не доверяя

Годунову? Почему царь Федор мешает старику Крюкову говорить о казнях

Грозного и не выдерживает просьб народа?

III действие. Какую роль играют отношения Шаховского и княжны

Мстиславской в развитии конфликта трагедии? Сопоставление сцены

свидания и рассказов о кровавых расправах в первом явлении как

проявление общего столкновения любви и жестокости. Столкновение

человечности царя и прагматизма Годунова. Почему и как слабый Федор

находит силы отказаться от услуг правителя?

IV действие. В чем И. П.Шуйский отступает от добра, затевая

свержение царя? Почему Годунов решает умертвить царевича Димитрия?

Как Федору удается обезоружить И. П.Шуйского, который назвал его

святым? Почему Федор не соглашается на просьбу Ирины не губить

Шуйских? Почему Шуйский отказывается от спасения и в чем видит вину

“кривого пути”? Прослушивание сцены из спектакля Художественного

театра с И. Москвиным в главной роли, беседа о том, как видят ученики

услышанное в грамзаписи.

V действие. В чем не согласны друг с другом Ирина и Годунов? Чем

потрясен Федор и почему он не в силах “правду от неправды отличить”?

Н. Хмелев в последнем акте трагедии. Драма легковерия и простодушия в

Жестоком мире. Сиротство доброты и крушение веры в людей как лейтмотив авторской трактовки роли.

И. Смоктуновский в роли царя Федора (спектакль Малого театра). Христианская мораль трагедии А. К.Толстого в передаче актера. Забота о единстве мира и непереносимость вражды людей. Сердечность и убеждение противников словом. Бешенство оскорбленного добра и возврат к властности отца. Трагедия беззащитности но не беспомощности добра в трактовке И. Смоктуновского.

Теория литературы. Сценическое воплощение литературного образа.

Внеклассное чтение. А. С.Пушкин. “Борис Годунов”.

Литературное творчество. Сочинение “Кому из современных актеров я доверил бы роль царя Федора?”

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » А. К. Толстой . Литературные сочинения!

А. К. Толстой