Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Центральная тема творчества Островского: Против корысти и пошлости

Демократические писатели ясно видели, что в новой оболочке сохраняется прежняя дикость взаимных отношений - «на место сетей крепостных люди придумали много иных» (Н. Некрасов). В пореформенных произведениях Островский дал точную картину новой исторической эпохи, показал, как меняется внешний облик «темного царства», какие формы принимают новые общественные отношения, при которых еще острее становится борьба за богатство и эксплуатация богатыми бедных.

Творчество Островского освещает коренные вопросы жизни пореформенной России. Центральная тема - власть денег и ее трагические последствия. В пьесе «Горячее сердце» (1869) -два типа «хозяев жизни»: спившийся до полной потери человеческого облика «именитый купец» Курослепов - прямое продолжение Дикого - и купец новой формации, подрядчик-миллионер Хлынов, который с губернатором «на короткой ноге» и у самой губернаторши «чай и кофей» пивал. Представители власти почтительно угождают богачам. На жалобу Гаврилы, приказчика Курослепова, которого хозяин прогнал, не заплатив заработанных денет, городничий Градобоев отвечает: «А ты сперва подумай, велика ли ты птица, чтобы мне из-за тебя с хозяином твоим ссориться. Ведь его за ворот не возьмешь, костылем внушения не сделаешь, как я вам делаю. Поди-ко заступись я за приказчика, что хозяева-то заговорят! Ни мучки мне не пришлют, ни лошадкам овсеца: вы, что ль, меня кормить-то будете!»

Если Васильков несколько грубоват, то Василий Иванович Беркутов из пьесы «Волки и овцы» (1875) обладает обворожительными манерами. С их помощью он избавляет Евлампию Николаевну Купавину от наглых притязаний хищницы Мурзавецкой и при этом становится обладателем богатейшего имения Купавиной вместе с его хорошенькой хозяйкой. Как «деловой человек», он даже не считает нужным сделать предложение своей невесте и обставляет дело так, что его уговаривают на ней жениться. Сродни Беркутову и «скромница» Глафира, ловко женившая на себе и сразу прибравшая к рукам закоренелого холостяка - богача Лыняева. Прожженный мошенник Вукол Наумович Чугунов говорит Мурзавецкой о Беркутове и Глафире: «За что нас Лыняев волками-то называл? Какие мы с вами волки? Мы куры, голуби… по зернышку клюем, да никогда сыты не бываем. Вот они волки-то! Вот эти сразу помногу глотают!»

«Волки» не могли бы безнаказанно хозяйничать в обществе, если бы их не окружала целая армия прислуживающих и угождающих им мелких хищников. Такие фигуры есть в каждой пьесе Островского. Главный «герой» комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) - Глумов, открыто провозглашающий подлость, угодничество, лицемерие своим жизненным принципом. Действующие лица пьесы - богатые и важные господа: махровый реакционер, отставной генерал Крутицкий, либерал Городулин,. богач Мамаев, суеверная ханжа Турусина. Глумов угождает каждому из них и каждого обманывает. Задуманная Глумовым женитьба -на племяннице Турусиной срывается из-за того, что его дневник становится достоянием общества, открываются его грязные проделки. Но Глумов не раздавлен. Разоблаченный, он нагло заявляет, что хозяевам общества нужны люди без чести и совести. ,И действительно. Глумов не исчез. В пьесе «Бешеные деньги» он вновь появляется с репутацией человека бессовестного, но нужного и принимаемого во всех богатых домах.

Разоблачение общества, в котором царят деньги. порождающие разврат и продажность, достигло наибольшей силы в драме «Бесприданница» (1878). В приволжском городе, где хозяйничают, совершают сделки и развлекаются крупные дельцы, живет вдова Харита Игнатьевна Огудалова. Она «любит пожить весело», а «средства у нее… невелики». Источником доходов для нее стала красота дочерей. «Как кому понравилась дочка, так раскошеливайся»,- рассказывает о ней Вожеватов. Судьба дочерей ее не беспокоит: одну она продала замуж за кавказского князька, который зарезал молодую жену, не довезя ее до Кавказа, вторую - за какого-то иностранца, который оказался шулером. Третья дочь - гордая и талантливая Лариса - становится жертвой развратных богачей, Огудалова без стеснения выпрашивает подарки, заставляет дочь любезничать с гостями. Лариса, которой противна такая позорная жизнь, готова выйти замуж даже за ничтожного, глупого и тщеславного Карандышева. Но на ее пути становится «блестящий барин» Сергей Сергеич Паратов.

За показной удалью и бравадой Паратова скрывается еще более подлая, чем у Огудаловой, душонка. Он без всякого сожаления губит горячо любящую его Ларису и продается за полумиллионное приданое. «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет,- бахвалится он,- найду выгоду, так все продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски». В Паратове волокита и мот сочетаются с «деловым человеком». Это эгоист не только бессовестный, но и хитрый, расчетливый, а потому опасный.

Жалкое впечатление производит ничтожный Караидышев, завистливый и самолюбивый человек, над которым глумятся богачи. В женитьбе на красавице Ларисе он видит средство поднять себя в глазах общества и надеется таким образом сделать карьеру. Когда же он понял, что Лариса ускользает.от него, он, с озлоблением обманутого собственника, убивает ее. Несмотря на дворянское звание, Карандышев, как и Глумов,- типичный мещанин, предшественник многих персонажей Чехова и Горького.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Центральная тема творчества Островского: Против корысти и пошлости . Литературные сочинения!

Центральная тема творчества Островского: Против корысти и пошлости