Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Цветы в поэтическом мире Гарсиа Лорки

Поскольку цветы в поэтическом мире Ф.Г.Лорки своими стеблями окрашены в зеленый цвет и тоже, подобно траве и бурьяну, представляют собой нечто множественное, к тому же растущее на кладбищах, они тоже символизируют собой смерть и умирание. Странно, но атрибут рая, возделываемый в христианских странах в монастырях, в садах, палисадниках и в горшках на подоконниках, в мироощущении испанского поэта имеет прямое отношение к потустороннему миру, а если в его произведениях встречаются исключения, цветы, как образ, все равно будут окрашивать настроение произведения или поэтический троп болью и страданием.

  • Роза,
  • уже становясь неземною,
  • искала не утренний проблеск
  • искала иное.
  • Не жаждала света,
  • ни тьмы не просила, ни зноя
  • рубеж полусна полуяви,
  • искала иное”,

так в “Касыде о розе” и, наверное, наиболее мягко и нейтрально используется образ цветка, который обычно дарится влюбленным и тем, кому желают многие лета. Но у Ф.Г.Лорки красивое травянистое растение, в христианских странах символизирующее собой либо праздник, либо являющееся существенным атрибутом комфорта - есть проявлением в этой жизни мира иного, в который уходят после тяжелых ран, болезни, старости или убийства. В “Плаче по Игнасио Санчесу Мехиасу”, оплакивая погибшего от рогов быка терреадора, Лорка, чтобы обозначить неминуемость смерти от ужасной раны и саму смертельную рану, пишет: “Хоботы ириса в зелени паха”. И даже посвящая стихотворение красивой женщине, живописуя ее телесную красоту и создавая у читателя впечатление, что он заворожен обнаженной прекрасной женщиной, снова через образ цветов приоткрывает завесу в боль и тлен:

  • “Бедра твои - как корни в борьбе упругой,
  • губы твои как зори без горизонтов.
  • Скрытые в теплых розах твоей постели,
  • мертвые рты кричат, дожидаясь часа”.
  • (”Касыда о простертой женщине”)

Цветок - это знак, веха, обозначающие начало страдания или небытия. В “Газелле о воспоминании”, внедряющей читателя в ощущения смерти или полной покинутости, и где поэт признается: “Со смертью во сне бредовом /живу под одним я кровом”, цветы  зловещие гости из инфернального мира, поэтому -

  • “Дохнет ли ветрами стужа
  • тюльпаном качнется ужас,
  • а сумерки зимней рани
  • темнее больной герани.
  • И мертвые ждут рассвета
  • за дверью ночного бреда”.

Чувство подавленности, вызванное невозможностью встретиться с любимой женщиной в “Газелле об отчаявшейся любви”, обрамляет, точно рамкой, цветок, который, снова словно обозначает собой вход во врата, за которыми начинается царство мертвых:

  • “Не подымается мгла, _   чтобы не смог я прийти
  • и чтобы ты не смогла.
  • Я приду,
  • бросив жабам изглоданный мой огнецвет.
  • Ты придешь
  • лабиринтами ночи, где выхода нет”.

В романсеро “Схватка” у убитого альбасетскими ножами Хуана Антонио Монтилья “В лиловых ирисах тело, / над левой бровью гвоздика”, а в романсеро “Неверная жена” вслед безвозвратно уходящей женщине “Кинжалы трефовых лилий/ вдогонку рубили ветер”.

Цветы в поэзии Лорки - это еще и то, что остается от мертвого человека, и в “Элегии”, где поэт сокрушается о том, что прекрасная женщина, которой он посвящает свои поэтические строки, рано или поздно сойдет в могилу, читаем:

  • “Взойдут из груди твоей белых две розы,
  • из глаз  две гвоздики, рассвета багряней,
  • а скорбь твоя в небе звездой возгорится,
  • сияньям сестер затмевая и раня”.

Красивый цветок является еще и призывом покинуть этот мир либо непосредственно, естественно, в символическом значении, представляет собой средство убийства. В захватываемом испанской жандармерией в цыганском городе “Бессмертников мертвый шорох / врывается в патронташи”, “и розы пороховые / взрываются, расцветая…” (”Романс об испанской жандармерии”). И как предел значения образа цветка, символизирующего уже не раны, боль и смерть или приоткрывающего дверь в потустороннее - в “Севилье” (”О звезды на небосклоне / в бессмертники обернулись”) цветок стает частью запредельного, неподвластного времени и находящегося по ту сторону жизни.

5. Трудно объяснить, почему у поэта христианской традиции и взращенного хоть и на периферии, однако западной цивилизации, образы зеленой травы и цветов используются не в контексте жизни, плодородия и праздника, а наоборот, - как бы становятся вехами, обозначающими путь в небытие. Наверное, помимо причин, связанных с событиями личной жизни, на возникновения подобного мироощущения могли повлиять и ментальные особенности иберийской культуры в ее андалузском выражении, и определенные влияния ислама, господствовавшего в Андалузии на протяжении семи веков до конца пятнадцатого столетия.

Однако исчерпывающий или хотя бы немного проясняющий подобную проблему ответ остается за иберологами, психоаналитиками и ориенталистами. Пока что можно только сказать, что Ф.Г.Лорка воспринимал травянистые растения с точки зрения их множественности и одинаковости как нечто, что полностью лишено индивидуальности и неповторимости, и поэтому красота цветка только усугубляла восприятие его поэтом своеобразным зловещим символом превращения бытия в небытие. Подобное мироощущение поэта не изменили ни красот; цветов, ни стойкие, имеющие место в коллективных представлениях всех европейских народов архетипические образы цветов и тучных стад и лугов, как проявления плодородия и буйства жизни. Любовь для Лорки - горе, о чем он и написал в “Теореме любви” во время своего пребывания на Кубе: “Один, а вот уже -двое, и Двое, а сердце - одно, /тысяча, но на тысячу одно горе. / О, любовь моя. О теорема любви”. Поэтому то, что символизирует собой горе, рано или поздно становите  знаком, отмечающим место отчаянья или гибели.

Возможно, что на примере образа цветов в поэзии испанского поэта мы имеем делом с трансформация восприятия этих удивительных растений в европейской литературе, где “Цветы зла” Шарля Бодлера,  и цветы вообще, с течением времени в мироощущении литературной элиты превратились из символа чего-то красивого и одновременно порочного в полное зло, и обозначили собой вход, ведущий по ту сторону бытия. Однако данное предположение требует более тщательного исследования.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Цветы в поэтическом мире Гарсиа Лорки . Литературные сочинения!

Цветы в поэтическом мире Гарсиа Лорки