Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Достоевский был убежден, что и отдельный человек, и народные

Достоевский был убежден, что и отдельный человек, и народные массы не могут и не должны служить объектом для «манипуляции» имущих классов, а также различного рода одиночек, мнящих себя Провидением, какими бы благородными целями последние при этом, как им представляется, ни руководствовались. Человек, возомнивший, что он имеет право свободно и безнаказанно «манипулировать» другими людьми, не считаясь с ними, с их разумом и совестью, уже тем самым оторвался от них. Он встал на тот путь противопоставления «одной» и «девяти десятых» человечества, который был основой отвергавшейся, Достоевским старой, классовой цивилизации, — таков в конечном счете, в понимании романиста, глубинный смысл трагедии Раскольникова.

Творчество Достоевского имеет громадное национальное значение. Каждый из его романов является страстным раздумьем над историческими судьбами и потенциальными возможностями России и русского человека. Не только в «Братьях Карамазовых», но и почти во всех предыдущих повестях и романах Достоевского, начиная с «Хозяйки» и «Записок из Мертвого дома», за частными судьбами отдельных, индивидуальных героев, как в «Мертвых душах» Гоголя, то скрыто, то явно присутствует более широкая и общая тема — Родины, России. «Романы Достоевского, — справедливо пишет Н. Я. Берковский, — полны символики единства русской жизни <…> Здесь, при всей резкости лиц и профилей, в какие-то минуты лица сливаются в одно лицо, создается впечатление «одной души», владеющей всем полем действия романов и всеми его персонажами». «Драму единой души Достоевский передал в символах двойников: герои его романов появляются четой, они взаимно необходимы друг для друга как восполнения, как добавка каждому до цельного человека <…> в двойниках представлен раскол надвое «одной души», народной жизни, в них драма этой «одной души», сквозь разорванность ведущей борьбу за свою целость».[647] С огромной художественной мощью Достоевский запечатлел в своих героях глубину мысли и нравственных запросов русского человека «большинства», его непримиримость ко злу и страданию.

Не удивительно, что, как свидетельствуют сто лет, протекших со времени смерти Достоевского, за это время фигура великого русского писателя не только не уменьшилась, но выросла в нашем сознании. Достоевский во многом остался для нас современником, он оказывал постоянно, с самого начала XX столетия, и продолжает оказывать в наши дни громадное влияние на литературу и духовную жизнь нашего века. Своими различными гранями творчество Достоевского оказало воздействие на многих непохожих друг на друга мыслителей и художников XX в. — А. Эйнштейна и Т. Манна, У. Фолкнера и Ф. Феллини, К. Федина и Л. Леонова, А. Камю, Акутагаву и А. Зегерс. Многогранное и сложное, но неоспоримое присутствие Достоевского в жизни и литературно-общественной борьбе XX в. по общему историческому закону отбрасывает обратный свет на самые творения Достоевского, позволяет увидеть в них новые, важные грани, осмыслить многие


[1] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 141.

[2] См : Ленин В. И. Полн. собр. соч, т. 20, с. 100.

[3] Там же

[4] Там же, с. 19.

[5] Там же, с. 38

[6] См : там же, т. 16, с. 424

[7] Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 22. с. 40.

[8] Погодин М. П. Соч., т. 4. М„ 1S74, с. 282—283.

[9] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 5, с. 29—30.

[10] Там же, т. 20. с. 174—175.

[11] Там же, т. 21, с. 261, 259.

[12] Колокол, 1861, 15 сент., Л. 107, с. 897.

[13] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 175.

[14] См.: там же, с. 325.

[15] См.: там же, т. 16, с. 254.

[16] См.: Речь профессора А. П. Щапова 16 апреля 1861 г. — Красный архив, 1923, т. 4, с. 407—410.

[17] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 140.

[18] Там же, с. 179.

[19] См.: Линков Я. И. Революционная борьба А. И. Герцена и Н. П. Огарева и тайное общество «Земля и водя» 1860-х годов. М., 1964.

[20] Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. в 15-ти т., т. 2. М., 1949, с. 146.

[21] См.: Анненков П. В. Воспоминания и критические очерки, отд. 2. СПб, 1879, с. 102.

[22] См.: Анненков П В А. С. Пушкин. Материалы для его биографии и оценки произведений. Изд. 2-е. СПб., 1873, с. 423.

[23] Отеч. зап., 1861, № 3, с. 1.

[24] Завершением этого цикла статей являются «Парадоксы органической критики».

[25] См.: Григорьев А. Лермонтов и его направление Крайние грани развития отрицательного взгляда. — Время, 1862, № 10—12.

[26] Григорьев А. Собр. Соч, вып. 9, М, 1916, с. 35.

[27] Там же, с. 12.

[28] См.: Григорьев А. Тургенев и его деятельность (по поводу романа «Дворянское гнездо»), — Рус. слово, 1859, № 6. отд. II, с. 48.

[29] Дружинин А. В, Собр. соч., т. 7 СПб, 1866, с. 367.

[30] См.: Анненков П. В. Воспоминания и критические очерки, отд. 2, с. 172.

[31] См: там же, с. 105; см. также последующие работы П. Анненкова о Толстом: «Гр. Л. Н. Толстой» (1863), «Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л. Н. Толстого «Война и мир»» (1868).

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Достоевский был убежден, что и отдельный человек, и народные . Литературные сочинения!

Достоевский был убежден, что и отдельный человек, и народные