Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Духовная высота «простого человека» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

В романе «Война и мир» Л. Н.Толстой противопостав­ляет искусственности и условности «большого света» простоту и духовную высоту «простого человека». Образ Платона Каратаева — один из ключевых обра­зов романа, отразивший размышления писателя об ос­новах духовной жизни русского народа. Каратаев — кре­стьянин, оторванный от привычного жизненного укла­да и помещенный в новые условия (армия и французс­кий плен), в которых особенно ярко проявилась его ду­ховность. Каратаев живет в соответствии с христианс­кой заповедью: «возлюби ближнего своего». Он любов­но жил со всеми, любил товарищей, французов, любил Пьера.

Его любовь согревала окружающих: Каратаев уте­шал, «лечил» словом. Он с сочувствием, доброжелатель­ностью относился к людям. В его голосе была ласка, про­стота.

Первые слова, с которыми он обратился к Пьеру, — это слова поддержки: «А много вы нужды увидели, ба­рии?… Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!» Карата­ев в изображении Толстого — символ «естественного» чело­века из народа, воплощение народной нравственности. В романе показаны другие представители низших сословий: Тушин, Тимохин. Их объединяет глубокое внутреннее родство. Капитан Тушин — маленький, внеш­не невзрачный человек.

Но писателю важна его внут­ренняя красота. Рисуя Шенграбенское сражение, Тол­стой показывает, как война может способствовать про­явлению самых лучших качеств людей. Перед боем Ту­шин размышляет о смерти, не скрывая, что смерть стра­шит его прежде всего неизвестностью: «Боишься неиз­вестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет… ведь это мы знаем, что неба нет, а есть атмос­фера одна».

В это время недалеко от балагана упало ядро, и «маленький Тушин с закушенною набок трубоч­кой» сразу же бросился к солдатам, уже не думая о смер­ти. Именно робкий, «домашний» Тушин взял на себя инициативу во сочинение с аллсоч. ру © 2005 время Шенграбенского сражения. Он нарушил диспозицию и выполнил то, что ему казалось единственно правильным: «действие забытой батареи Тушина, успевшего зажечь Шенграбен, останавливало движение французов». Так капитан совершил духовный подвиг, спас людей. Писатель обращает внимание, какие у этого артил­лерийского офицера были «большие добрые и умные глаза».

Именно в глазах, во взгляде человека отражает­ся его душа. Важнейшая черта Тушина — человеколюбие, способность к состраданию. Во время Шенграбенского сражения он подбирает тяжело раненного пехотного офицера и контуженного Николая Ростова, хотя их «ве­лено было бросать».

Капитан всей душой стремится помочь любому человек}’. Так, «худому, бледному солда­ту с шеей, обвязанной окровавленной подверткой», Ту­шин велел дать воды. Красивый поступок при Шенграбене совершил и капитан Тимохин.

Он появился в ту самую минуту, ког­да русские солдаты поддались панике. Однако «Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Толь­ко благодаря Тимохину русские батальоны вновь собра­лись.

Накануне Бородина Тимохин просто и буднично говорит о предстоящем сражении: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не ста­ли водку пить: не такой день, говорят». Духовная высо­та Тимохина и каждого русского солдата проявляется в глубоком патриотическом чувстве.

Именно духовная сила народа помогла спасти Россию. Перед великим сражением не только солдаты, но и «мужички» ополче­ния готовы на подвиги: «Всем народом навалиться хо­тят…» На лицах всех встреченных Пьером людей чита­лось общее «выражение сознания торжественности на­ступающей минуты», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимания: «ополченцы и солдаты, не гля­дя на него, продолжали молиться». Духовная высота «про­стых» людей определила нравственный исход сражения. Наполеон приказал направить двести орудий на рус­ских — ему доложили, что приказ выполнен, «но что русские все так же стоят».

«Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, — сказал адъютант». Вот с этого мо­мента и Наполеон, и вся сто армия постепенно начали испытывать «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв, половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения». К концу войны дух русской армии крепнет, несмот­ря на крайне тяжелые условия солдатского быта. Одно из самых ярких проявлений силы д\ха и стихийного гу­манизма русских солдат-победителей — их отношение к противник}-. Если во время отступления армию охватил «дух озлобления против врага», то на последнем этапе войны, когда французские войска бегут из России, «чув­ство оскорбления и мести» сменилось у солдат презре­нием и жалостью.

Их отношение к французам становит­ся сочувственным: они обогревают и кормят пленных, несмотря на то, что им самим не хватает провизии. Это естественное чувство человечности живет в душах про­стых солдат. В нем заключено высшее духовное благородство. Героизм русских солдат и офицеров, «маленьких лю­дей» большой войны, Толстой показал как нечто обыч­ное, будничное.

Геройские поступки совершают тихие, незаметные люди, не осознающие себя героями, — они просто делают свое «дело», «бессознательно» участвуя в «роевом» движении человечества.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Духовная высота «простого человека» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». . Литературные сочинения!

Духовная высота «простого человека» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».