Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Дьявольский соблазн Ума

Михаил Булгаков своим романом «Мастер и Маргарита» дал читателю новое Евангелие, будто открыв свою собственную философию жизни. Но какую же роль сыграет в этой системе мира сатана? В Библии четко сказано, что он - враг человека. Так как же тогда объяснить возвращение возлюбленного Маргариты или главы конферансье театра «Варьете»? В чем же тогда тайна булгаковского дьявола? Да и вообще - дьявол он как такой? Первым человеком, который появился во время «небывало знойного мероприятия» на Патриарших прудах во время разговора Михаила Александровича Берлиоза с поэтом Иваном Бездомным, был англичанин или немец, одно слово - иностранец, сам сатана. «Вам отрежут голову!» - радостно объявил он главе управы Массолита… Так и случилось: через несколько часов Берлиоз оказался под трамваем.

Критики считают, что потерпевший поплатился за свое неверье, и что его осудил никто иной, как таинственный консультант. Возникает много вопросов. Как, например, сатана мог осудить за неверье в Бога, да и как он, пропащий ангел, вообще мог судить? Тайна скрыта и в самом Берлиозе, точнее, в его фамилии. «Не композитор», - отмечает Иванушка в своей объяснительной записке. И, похоже, автор имел в виду именно композитора, автора драматической легенды «Осуждение Фауста» и трилогии «Детство Христа». Вспомним эпиграф, взятый Булгаковым: «…И кто же ты, наконец, такой? Я - часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает добро» (Гете «Фауст»). Бесконечная цепь ассоциаций, которые не всегда могут быть объяснены и прослежены, но реально существуют.

Каждый представитель свиты Воланда, как выяснилось, имеет собственную историю не только на страницах романа, а и за его пределами. Среди многих арабских племен был широко распространен праздник зло приношения, праздник Азазелли. Его сущность заключалась в том, чтобы откупиться от Азазелло - безжалостного ангела смерти, который, согласно верованиям арабов, весь в черном и на черных крыльях прилетал к человеку, чтобы забрать с собой его душу. Лицо его было бледным и холодным, а глаза - пустыми и черными… Невольно возникает ассоциация с демоном-убийцей из 32-го раздела романа. Обратимся к одному из самых чудесных персонажей произведения, не совсем кота Бегемота, наилучшего шута в мире. У древних египтян бегемот был воплощением злого, демоноподобного бога Тифона. Правда, у Воланда был еще один шут - Фагот, неповторимый кривляка-регент со звенящим голосом, в клетчатом костюме и треснувшем пенсне.

Было бы интересно обратиться к еще одному персонажу - Абадонне. По верованиям тех же арабских племен, к умирающему человеку приходил ангел Аваддон, вестник смерти. Он был известен тем, что крылья его были обвешаны парами человеческих глаз. Он приходил к людям с закрытыми глазами, и только умирающий встречался с ним взглядом. В романе же Абадонна, сняв очки, смотрит в глаза барона, убивая его. «Дьяволиада, чертовщина, дьявольские ловушки», - шепчу я. Но насколько страшны эти незваные гости? Возникает вопрос: почему одних Воланд ласкает, а других жестоко наказывает? А не стал ли он необоснованно милосердным к Маргарите или конферансье театра «Варьете»? Нет, сатана не дарит милость. Маргарита отдала ему свою душу, став ведьмой, а бедный конферансье…

Он молил о помиловании. Напрашивается сравнение с вождем всех народов Сталиным. Может, в бесконечно многогранном сатане содержалась частичка вельмож или это он властвовал в их сердцах. Тысячи вопросов и ни одного ответа. Обратимся еще к одному разделу романа. Черная магия и ее изобличение. Воланд одновременно выступает в роли фокусника, артиста, иллюзиониста и, что самое ужасное,  экспериментатора. А эксперимент проводится над людьми…

Часть первая: с неба в огромном количестве летят деньги, а через несколько минут Бенгальский остается без головы. Удивляешься, как мастерски, а главное, как просто сатана проник в человеческие души. Он вынес свой вердикт. Часть вторая: женский магазин и изобличения Аркадия Аполлоновича Семплярова. Это было грубое изобличение, больше похожее на насмешку. Нет, сам дьявол оказался в Москве не для того, чтобы что-то изменить. Он не хотел раскрывать людям глаза, он просто сделал свой вывод, а решать должны были сами москвичи.

Я понимаю, что образ сатаны, раскрытый в Библии, практически ничего общего с булгаковским дьяволом не имеет. В одном фильме я слышала фразу, сказанную бесом человеку: «Я только расставляю декорации, и за веревки бечевки дергаешь ты сам». Человек, который попал на крючок греха, может освободиться только одним способом: отдать душу сатане или Богу. Этих мыслей нет в романе, но речь идет о том, что человека, который попал в болото греха, обязательно выловит рыбак - как вышло с Семпляровым. Итак, дьявол всюду расставляет свои сети, в которые не могли не попасть самолюбивые и эгоистические москвичи. Поэтому мы пришли к тому, с чего начинали: «Будьте трезвыми, внимательными. Ваш неприятель - дьявол - ходит, рыча, как лев, который ищет, кого пожрать».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Дьявольский соблазн Ума . Литературные сочинения!

Дьявольский соблазн Ума