Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака

Русский поэт, прозаик, известный переводчик, лауреат Нобелевской премии (1958), от которой вынужден отказаться под давлением советской власти. Поэтический творческий путь начинает сборниками «Близнец в тучах» (1914), «Над барьерами» (1917) - здесь ощутимы его футуристические, символические тенденции. Творческое кредо Пастернака заявленное в сборнике «Сестра моя - жизнь» (1922): философское осмысление жизни, значение человека, ценность природы. Поэт - мастер пейзажной лирики, он воспринимает природу как беспрерывное движение, как музыку. Музыка входит в его жизнь с детства: мать - пианистка, а сам Пастернак готовился стать профессиональным композитором, но со временем решает изучать историю и философию, для чего учится в университетах Москвы (Россия) и Марбурга (Германия).

30-те годы обозначены творческим кризисом, но поэт много переводит: Шекспира, Верлена, Шиллера, Рильке, грузинских поэтов. 1946-1956 годы - период создания прозаического произведения «Доктор Живаго», публикация которого в Советском Союзе была запрещена. Печать за границей приносит ему всемирную славу и забвение на долгие годы у себя на родине.

Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу детства поэта. Его отец был известным художником, мать - одаренной пианисткой; дома бывали Серов, Скрябин, Рахманинов, Лев Толстой, Врубель.

Будущий поэт усердно впитывает в себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, вообще, всей духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим следствием обобщающую философскую систему взглядов; для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, поступает на философское отделение историко-филологического факультета, потом продолжает занятия в Марбурге. И хотя окончательный выбор его упал на поэзию, поэт на всю жизнь остается «привязанным» к философской тематике, которая органически входит в его поэзию, не подавляя и не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, приобретая неслыханную глубину и силу влияния.

Философия Пастернака - жизнеутверждающая и оптимистичная. В этом мире много трагедий и ненастий, но они ведут нас к новым высотам понимания жизни, служат своего рода катарсисом, который очищает душа. Нельзя сказать - «Мир прекрасный», но нужно - «Мир существует, и это прекрасно». Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она - неизменяемое выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Так как жизнь во всех ее разнообразных проявлениях есть неминуемое чудо, чья необычность настолько велика, что способна исцелить любую боль.

Для Бориса Пастернака главным является правда жизни. В конце жизнь, в автобиографии, он написал: «…моей постоянной мечтой было, чтобы сам стих что-то содержал: чтобы он содержал новую мысль или новую картину… Мне ничего не нужно было от себя, от читателей, от теории искусства. Мне нужно было, чтобы один стих содержал город Венецию, а в другом заключался Брестский, ныне Белорусско-Балтийский вокзал».

Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, - то, что она нигде не дана явным образом, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, запрятан особенно утонченно, на гране риска. Человек, который читает Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению. Автор дает исходный материал для напряженных мысленных поисков, впрочем, он дает и вехи для указания пути, рассыпая здесь и там намеки. А основная философская позиция поэта остается словно «за кадром».

Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь - не просто человеческое чувство, но принцип жизни, его первооснова. Ей есть соответствие в мире естественном - это общая связь всех явлений и вещей. Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Проблема миропонимания очень важна для Пастернака, и единственное ее решение в поэзии автора - это полное принятие всех взглядов на жизнь.

 Целью творчества Пастернак считает самовыражение, самоотдача. Его не привлекает просто человеческая слава: поэт должен действовать так, чтобы завоевать любовь мира. Мир этот ждет работы писателя. Поэт должен выполнить свое назначение на земле, не смотря ни на что: судьбой за него продуман порядок действий, и он не имеет права отказаться играть свою роль. Пастернак стремился донести читателю не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность; чувствовал огромную ответственность писателя за точную передачу содержания изображаемой им жизни, проявлял заботу о сохранении в сегодняшней действительности извечных моральных ценностей человечества. Поэт лишь отчасти заимствует в классической традиции представления о назначении поэзии и дает ей новое определение - поэзия-губка. Она впитывает мир целиком, чтобы потом, будучи выжатой, показать его людям, открыть им его - в этом ее высшее назначение, ведь у поэта особые, полные и первичные знания о мире.

Борис Пастернак - один из величайших поэтов-философов. Его произведения близки нашей современности и до сих пор захватывают воображение и мысль читателя, который способен размышлять над представленным поэтом образом, и еще длительное время будут искать люди в творчестве поэта что-то свое, и будут находить, так как Пастернак - поэт от Бога.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака . Литературные сочинения!

Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака