Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Философские произведения Герцена

Окрыленный успехом, Герцен начал работать (он тогда еще находился в новгородской ссылке) над новым художественным произведением. Однако вскоре его увлекла научная проблематика: на протяжении почти трех с половиной лет (апрель 1842 - декабрь 1845) Герцен работал над философскими статьями. Объединенные в два цикла, они были опубликованы в лучшем русском журнале того времени «Отечественные записки»: первый цикл, «Дилетантизм в науке»,- в 1843 году и второй, «Письма об изучении природы»,- в 1845-1846 годах. Какие вопросы ставит Герцен в своих статьях?

Прежде всего это вопрос о методе познания, о достоверности познанного человеком, границах познания. Герцен отвечает на него с позиции материализма: человек познает объективную реальность - окружающий мир, который существует вне сознания и независимо от него. Этот материальный мир отражается в сознании: отражение может быть более достоверно, если применяется правильный метод, или менее - если метод неверен.

Герцен считает ошибочным метод исследования, когда целостное явление расчленяется, отдельные стороны его изолируются   и  рассматриваются  порознь.   В   каждом явлении   все

составные элементы находятся в единстве: «при разъятии на части душа отлетает и остаются мертвые абстракции с запахом трупа». Составные элементы явления связаны между собою, и эта связь сама по себе содержательна. Содержание может меняться даже от направления связей.

Герцен был уверен в познаваемости мира и убедительно доказывал это. Разумеется, это не значит, что никаких тайн уже не осталось; всегда имеется еще непознанное, то, что еще предстоит познать человечеству в процессе развития.

Не менее остро волновал Герцена и вопрос о роли и значении философии. Она не может далее оставаться пассивной созерцательницей происходящего в мире. Философия должна быть связана с жизнью. Объясняя познанные законы природы и общественной жизни, она тем самым должна помочь человечеству в его созидательной, преобразовательной деятельности.

Очень важным представлялся Герцену также вопрос об отношении сознания и бытия. Они едины, как понимал тогда Герцен; едины в том смысле, что сознание не противостоит бытию; оно само развилось и сложилось на определенном этапе бытия. Сознание, с точки зрения Герцена,- высший результат, высшее достижение природы. Сознание не является чем-то посторонним по отношению к природе: оно закономерно возникло при ее развитии - как одно из проявлений высокоразвитой материи.

Для образованного русского читателя начала 1840-х годов идеалистическая философия Гегеля продолжала оставаться высшим словом в науке познания. Герцен глубоко освоил ее и творчески развил. Самое ценное в ней - диалектический метод - он приложил к объяснению взаимоотношения между природой и человеческим сознанием. Он объяснил эту проблему материалистически и тем самым сделал новый шаг в развитии философии. Он также наметил материалистический подход к познанию законов исторического развития, однако развить его до конца не смог.

Философские статьи Герцена сыграли громадную роль в развитии передовой общественной мысли в России. Многие из выдвинутых им положений впоследствии были приняты и далее развиты революционными демократами.

В начале 1845 года Герцен вернулся к замыслу, который возник у него еще четыре года назад, в Новгороде. Он начал писать роман «Кто виноват?», придя к более глубокому пониманию закономерностей психической жизни отдельного человека и социального развития общества в целом. Работа шла легко и быстро. Первая часть романа была закончена к маю 1845 года, а потом, после небольшого перерыва летом, Герцен написал и вторую часть. В 1845 -1846 годах роман частями был напечатан в журнале «Отечественные записки», а год спустя вышел отдельным изданием.

 

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Философские произведения Герцена . Литературные сочинения!

Философские произведения Герцена