Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Гуманистический пафос лирики М. Рыльского последних лет

 «Третье цветение» М. Рыльского - явление, уникальное в нашей литературе, - объединяет четыре сборника поэта «Голосеевская осень»- «Стая веселиков»,  «В тени жаворонка», «Зимние записи». Для лирики писателя последних лет характерна простота, ясность, философская углубленность. Не только красота природы (сборник «Розы и виноград»), а и красота души человеческой волновала художника. Человек, пишет М. Рыльский, без ощущения поэзии, искусства не может быть по-настоящему счастливым. Которой же должна быть поэзия, способная взволновать современника? В сборнике «В тени жаворонка» в стихе «Поэтическое искусство» автор дает ответ на этот вопрос:

  • Лишь дойдя до склона века,
  • Поэзию я понял.
  • Как простоту такую большую,
  • Такое единение точных слов.
  • Когда ни напрасной позолоте,
  • Ни всяким уловкам тонким
  • Нет места, как подлости,
  • В сердце чистом и пылком.

Довольно популярной в украинской литературе где-то с 60-х лет стала проблема человека и науки. Рыльского, как поэта-философа, эта проблема тоже интересовала. Он часто задумывался над тем, нужны ли научные открытия высшего уровня, какую роль во времена НТП должна сыграть поэзия. Поэт, как и наши родители, был свидетелем выхода в космос первого человека - Гагарина Юрия Алексеевича. После этого события стало существенно изменяться мироощущение. Именно в настоящее время началась дискуссия лириков и физиков. Рыльский, участник дискуссии, на вопрос, нужно ли искусство времен космических открытий, сказал:

  • А я прибавлю: любить можно
  • Поэзию в пору ракет.
  • Так как странная вещь: человек каждый   
  • В какой-то мере поэт.
  • («Стих в альбом»)

Рыльского смущало то, что кое-кто поэзию, искусство отдал на откуп технократичним, а то и прагматическим, потребительским тенденциям, а он, как поэт-гуманист, боролся за то искусство, которое оказывало содействие гармоническому развитию личности. В стихе «Диалог» поэт напишет:

  • Как же так убого вы живете,
  • Что же так пришли в упадок вы, скажите,
  • Что в дне космической ракеты
  • Соловья не в силе понять?

 Внутренний мир человека во всей его красоте воспет автором в «Голосеевской осени». По мнению поэта, определяющей чертой интеллектуального человека должна быть духовность. Поэзия сборника, как говорят литературные критики, повернулась в сторону внутреннего мира, духовной жизни человека и оказывала содействие развитию этого жанра, его тем, жанров и мотивов.

Традиционная тема трудного бремени прожитых лет и преобразования его в хвалу жизни также имеет место в сборнике. В стихе «Как забыть» поэт писал:

  • Жаль за прошлым, вещь известная,
  • Да и настоящее когда-то пройдет…
  • Но пусть побьет тех оскомина,
  • Кто весну зимой проклянет.

 Последний сборник поэта «Зимние записи» (1964). Он поражает читателя необыкновенной силой выраженных в нем мыслей и чувств. Как отметила литературная критика, читая стихи этого сборника, читатель сразу погружается в мир поэта - «чистый, тихий», светло-хрустальный. В стихах сборника - исповедь о том, чем жила, болела и радовалась его мятущаяся и неспокойная душа на склоне лет. И не горечью пронизанные строки поэта. Его сердце охватывает радость от того, что жизнь не прожита умышленно.  «Пахнет снегом, сеном, лошадиным лотом» художник взволнован тем, что, к сожалению, современный человек начинает терять связь с природой», и предостерегает:

  • Поймите, люди, вещь единую -
  • Что врать не может мой язык
  • Внук мой любит благоухание бензина,
  • Ну, а я и до сих пор еще не привык.

В лирике последних лет, в частности и последнем сборнике «Зимние записки» М. Рыльский как настоящий поэт-гражданин, позорит, носителей тех пороков, которые имели место в жизни:

  • Братопродавцы с белыми руками
  • и с черными сердцами - вот они,
  • Что  слали анонимными письмами
  • Дорогу  в карьеру и в чины!

Заключительный стих сборника «Следы маленьких ног на сыром снегу» - это мгновенные впечатления от увиденных на снегу следов ножек маленького ребенка. Они навевают воспоминания. Особенно где остро ощущает пожилой человек. Эти маленькие следы детских ножек в художественном ощущении автора стали основанием для утверждения вечности ржи М. Т. Рыльский - поэт с прописной буквы.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Гуманистический пафос лирики М. Рыльского последних лет . Литературные сочинения!

Гуманистический пафос лирики М. Рыльского последних лет