Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Историческое чутье Лермонтова

Как раз те формы восточного уклада, которые Лермонтов воспринимал как мертвые, окостеневшие и застойные, всячески поэтизиро-иплись славянофилами. Лермонтов вскрывал одну из самых уязвимых сторон зарождавшегося славянофильства: непонимание славянофилами неостановимого движения истории. Как бы ни относиться к современной цивилизации - пусть даже отрицательно, она означает все же движение, а не застой. В этом смысле Лермонтов выступает Как настоящий просветитель. Но одновременно само движение, опоэтизированное в «Споре», ведет к гибели природы:

  • И томим зловещей думой,
  • Полный черных снов,
  • Стал считать Казбек угрюмый
  • И не счел врагов…
  • Грустным взором он окинул
  • Племя гор своих,
  • Шапку на брови надвинул
  • И навек затих.          

Историческое чутье Лермонтова не позволило ему закрыть глаза на коренное противоречие между восточными формами жизни и современной цивилизацией, полной динамики, движения, звуков («Видит странное движенье, Слышит звон и шум») и не менее красочной. Мотив движения господствует в описании Севера. Им опять-таки начинается и заканчивается картина. В этом безостановочном, ритмичном, могучем и шумном, «как поток»,

  • И молча зло переношу.
  • Выть может, небеса Востока
  • Меня с ученьем их пророка
  • Невольно  сблизили.
  • («Валерик»).

Он воплотился в известной мере стихийно, но такова уж сила художественного творчества, что объективная картина проступает порой независимо от сознания самого художника. Ведь для Лермонтова все это бодрое, звонкое, веселое, неумолимое движение ведет к гибели природы, уничтожает ее свободу, покоряет природу чуждой власти человека. Лермонтов как бы наперекор идее стихотворения о жестоком и непримиримом противоречии между человеком и природой выражает поэтически и другую идею - неотвратимости исторического развития и победоносного движения, превосходства новой формы жизни над старой и мертвой.

Сам по себе романтический конфликт тоже не лишен историзма - ход цивилизации полон неразрешимых противоречий. Только полным невниманием к заключительным строкам стихотворения можно объяснить комментарий к «Спору», данный во втором томе академического издания: «Стихотворение «Спор», изображающее вступление на Кавказ русской армии под начальством А. П. Ермолова («генерал седой»), является выражением зрелости общественно-исторических взглядов Лермонтова, Сочувствуя народам Кавказа, живо интересуясь их культурой и бытом, поэт в то же время убежден в том, что прия соединение Кавказа к России и приобщение его к экономической и культурной жизни ее исторически неизбежны и прогрессивны».

Лермонтову в комментарии приписана такая мысль, которой в «Споре», в отличие от «Мцыри», нет. Его позиция вмещает и просветительский взгляд, и его преодоление. Она колеблется между признанием блага, которое несет цивилизация, и романтической критикой этой цивилизации, безжалостно уничтожающей природу. К покорению Кавказа стихотворение «Спор» имеет весьма косвенное отношение. Мысль поэта развертывается в философско-историческом, а не в конкретно-историческом плане. Цивилизация, захватившая всю Россию («От Урала до Дуная, До большой реки…») и принявшая воинственную форму, грозит Казбеку полным уничтоже нием:

  • Шапку на брови надвинул
  • И навек затих.

Вся  стилистика  стихотворения  протестует  против истолкования «Спора» как символической картины покоре! ним Кавказа. Казбек для Лермонтова - не символ кавказских народов.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Историческое чутье Лермонтова . Литературные сочинения!

Историческое чутье Лермонтова