Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

История пушкинского мифа: Terra incognita - часть 1

Пушкинский миф – это совокупность реакций национального масштаба на творчество и личность Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837), в основе которых лежит признание его Первым Национальным Поэтом. История пушкинского мифа – это система аналитического изложения фактов таких реакций в диахронном аспекте. Очевидно, что вместо выражения «пушкинский миф» исследователь может использовать иные понятия (например, «литературная репутация», «историко-функциональный аспект» и пр.) Но все эти понятия значительно уже явления, вполне охватываемого выражением «пушкинский миф», поскольку имеют дело лишь с некоторыми сторонами таких реакций национального масштаба.

В названии главы нет особой претензии и натяжки: тщательное изучение материалов, связанных с самой историей пушкинского мифа, приводит к убеждению в том, что эта история так и не написана. Причина очевидна: грандиозный объем материала, отражающего разные моменты функционирования мифа. В самом деле, если исследователи начинают рассуждать о Пушкине, его литературной репутации, славе, признании его имени и творчества в разные периоды истории России, они обращаются к свидетельствам, выкладкам, мнениям, в свою очередь, уже опосредованным временем. «Первоисточники» просеяны предшественниками, и сегодняшний исследователь скорее обратится к готовому «своду», чем к полуистлевшим страницам. Такова, например, судьба мемуаров о Пушкине – они ни разу не стали объектом реального литературоведческого изучения, а единственная статья В. Э. Вацуро почти без изменений перепечатывается во всех изданиях двухтомника «Пушкин в воспоминаниях современников» в течение четверти века. Между тем само формирование корпуса мемуаров о Пушкине – это вполне серьезный объект изучения[cccxxxiv], недостаточно полно представленный в упомянутой статье. Но это лишь один пример. На самом деле ситуация с изучением пушкинского мифа чрезвычайно запутана.

Существует несколько основательных исследований, посвященных самой истории пушкинского мифа (о пушкинском мифе как факте современной культурной ситуации работ гораздо больше).

- Розанов И. Н. Литературные репутации: Работы разных лет. М.: Сов. писатель, 1990. 464 с. Глава «Народная тропа: О славе Пушкина» (С. 29–46). Работа написана в 1927 году.

- Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. М.: Советский писатель, 1983 (первое издание). Глава «Народная тропа» (во многом создавалась в 1974 г.). С. 5–186.

- Высочина Е. И. Образ, бережно хранимый: Жизнь Пушкина в памяти поколений: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 239 с. Книга полностью посвящена почти двухвековой истории восприятия творчества и личности Пушкина.

- Муравьева О. С. Образ Пушкина: Исторические метаморфозы // Легенды и мифы о Пушкине. СПб.: Акад. проект, 1994. С. 109–128. Статья, посвященная истории пушкинского мифа.

- Débreczeny P. Social Functions of Literature: Alexander Pushkin and Russian culture. Stanford University Press. Stanford, California, 1997. 282 p. VIII p. Книга об исторической эволюции функций пушкинского мифа.

Кроме того, есть целый ряд исследований, связанных с отдельными страницами истории пушкинского мифа, о которых будем говорить по ходу работы.

Проанализируем фундаментальные исследования, названные нами. Подробный обзор их содержания станет своеобразными пролегоменами к теме, введет основные термины и понятия, в первом приблизительном очерке отразит язык нашего исследования.

Наиболее удаленной от проблемы собственно истории мифа является глава «Народная тропа» в книге В. С. Непомнящего «Поэзия и судьба». Основная цель этой части его книги – исследование проблемы народности Пушкина, попытка объяснить, почему именно Пушкину дано было стать выразителем национальной идеи. Глава построена как эссе, основанное на личных впечатлениях, субъективных переживаниях, спорах с «чужим словом» вперемежку с анализом пушкинских произведений и фактов его признания-Непризнания. Ученому не нужны здесь особые теоретические выкладки, методологическая база, «предшественники» и «последователи» (в книге почти нет ссылок). Ему нужен только Пушкин. Говоря о Пушкине как об «облеченном особыми полномочиями Лице (курсив В. С. Непомнящего – М. З.)» национальной культуры (тогда как народные массы – это сверхличная ее субстанция)[cccxxxv], автор выдвигает ряд положений, цель которых – ответ на вопрос: «Почему именно он?» Суммируем эти положения в виде кратких тезисов:

1) коренное родство, тождество дара Пушкина и глубинных основ «загадочной русской души»;

2) восстановление национальной целостности, разрушенной Петром;

3) универсальная значимость жизненных сущностей и структур, явленных в его творчестве.

По мнению В. С. Непомнящего, Пушкин был порождением национального самосознания, той единственной и неповторимой больше в истории нации фигурой, которая всегда будет означать незыблемые духовные ценности, «слово совести и веры народа»[cccxxxvi]. Для исследователя пушкинского мифа как историко-литературной проблемы такие рассуждения можно было бы отнести к сфере чистых эмоций, не подтвержденных какими бы то ни было фактами (опора ученого на факты носит подчеркнуто субъективный, принципиально «отборочный» характер – так, он использует соответствующие страницы воспоминаний о Пушкине, которые не считаются безупречными с точки зрения их достоверности, очень много внимания уделяет «пинежскому» Пушкину – в принципе, лишь «ярким пересказам» рассказов Б. Шергина неграмотными поморками, а не собственно народному творчеству, развивающемуся стихийно, без специального «наставничества»[cccxxxvii]). Те основания, по которым В. С. Непомнящий определяет суть пушкинской уникальности, также можно считать довольно размытыми и нечеткими, во всяком случае, сам автор признается, что лучшее слово о Пушкине уже сказано Достоевским: услышать в пушкинском творчестве смысл, обращенный к нам. Пушкин для В. Непомнящего, конечно, не бог и не герой, но, без сомнения, святыня. А святыня не может быть «объектом изучения». Анализ пушкинского творчества, предлагаемый автором книги, является примером замечательного прочтения пушкинских произведений, но нас интересует анализ фактов восприятия творчества Пушкина в самом широком смысле. В. С. Непомнящий, приводя ряд интереснейших фактов рецепции (например, история о «человеке из толпы» у памятника Пушкину, который выяснял для себя смысл слов «И милость к падшим призывал»[cccxxxviii]), не ставит своей задачей проследить историю и закономерности такого восприятия.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » История пушкинского мифа: Terra incognita - часть 1 . Литературные сочинения!

История пушкинского мифа: Terra incognita - часть 1