Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Изучение теории литературы в средних классах - часть 2

Для проведения сочинения о композиции можно выбрать картину художника Г. Г. Мясоедова «Земство обедает». Картина одного из организаторов Товарищества передижников интересна своей гражданской тематикой и близка произведениям, изучаемым в щколе. Общее построение картины Мясоедова, взаиморасположение в ней отдельных компонентов помогают школьникам осознать их роль в раскрытии идейного замысла автора, показать общественное неравенство в России, характер земского «равноправия». Сочинение проводится в VIII классе; в работе над ним используем сведения и понятия, приобретенные в V классах.

Проводя сочинение по композиции картины в VIII классе, следует исходить из того, что в первом полугодии школьники знакомились с углубленным понятием композиции литературного произведения. Анализ прризведений в V—VI классах подготовил учащихся к осознанию термина «композиция». В V классе учащиеся работают над планом ряда литературных произведений и расматривают значение отдельных элементов композиции в VI классе— выясняют расположение героев и их взаимоотношения; роль пейзажа; в VI классе — изучают сюжетные линии в произведениях, развитие в них действия; в VIII классе —взаимосвязь отдельных компонентов произведения, роль в нем пейзажа, антитезу, как композиционный прием; в VII классе важно сформировать у школьников представление об общей композиции произведений литературы.

На разных этапах работы с учащимися целесообразно учитывать уровень сформированности понятия композиции. Так, в классе учащиеся в ходе работы над текстом «Железной дороги» Некрасова отмечают, что она состоит из четырех частей: описание «славной» осени, рассказ автора о тяжелом труде строителей железной дороги, презрение генерала к простому народу, темнота и рабство народа. После того как выяснена общая композиция стихотворения, учитель обращает внимание класса на значение каждой части. 1) Почему стихотворение начинается с картины «славной осени»? 2) Какая часть является главной? 3) С какой целью выведен во 2-й части образ белоруса, а в 4-й части — образ подрядчика? 4) В чем противопоставлены 2-я и 3-я части?

Во 2-й и 4-й частях поэт раскрывает тяжелое положение русского народа после 1861 года, в 3-й и 4-й показывает отношение к народу его угнетателей; обращение поэта к Ване отражает стремление Некрасова сказать правду о труде народа молодому поколению. Противопоставление рассказа поэта о строителях дороги презрительным замечаниям генерала о народе усиливает обличительную направленность стихотворения. Осенний пейзаж, гармония и тишина в природе, где «нет безобразия», подчеркивают тяжесть жизни народа. Значительная часть стихотворения построена в форме диалога, что дает возможность четко раскрыть позиции спорящих сторон.

Учащиеся VII класса, овладев понятием композиции, могут‚спользовать его в анализе. Они отмечают, что антитезу как композиционный прием Н. А.Некрасов выбирает для обличения неравенства в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Стихотворение было написано в 1858 г., в нем поэт резко противопоставил два сословия предреформенной России. С любовью и сочувствием рисует Некрасов крестьян, которые с безнадежной покорностью относятся к своей судьбе. Крестьяне пришли издалека, они «с выражением надежды и муки» просят швейцара допустить их к вельможе. Не получив, однако, разрешения, ходоки отправляются в обратный путь: «И покуда я видеть их мог, с не окрытыми шли головами».

Осуждение вызывает У Некрасова вельможа «владелец роскошных палат», тот, чья жизнь - вечный праздник, кто проклят отчизною. Через контраст раскрывается авторское видение мира стихотворение заканчивается тревожным вопорсом, размышлением о будущем народа.

Беседуя с классом о композиции произведения, учитель подводит учащихся к основанию автитезы, последовательно проведенной через все 4 части стохотворения. Подъезд показан в праздничные и в обычные дни, крестьяне противопоставлены вельможе, в размышлении поэта о судьбе народа звучат две темы: либо народ проснется, либо он духовно навеки почил»… «Ты проснесешься ль, исполненный сил, иль, судеб повинуясь закону, все, что мог, ты уже совершил создал песню, подобную стону, и духовно навеки почил?»… Все стихотворение проникнуто страстной мечтой о лучшей доле для народа, о его духовном пробуждении.

Изучение рассказа Л. Н.Толстого «После бала» в VIII классе связано с работой учащихся над обобщением знаний о построении произведений и с углублением понятия «композиция». В рассказе Л. Н.Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле: обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же злобный, грозный старик, требующий от солдат «рьяного» исполнения приказания. Изучение общего построения рассказа становится средством раскрытия его идейного содержания. Не случайно М. А.Рыбвикова предлагает анализировать рассказ « бала» «методом работы над его композицией».

Классу предлагается сопоставить два основных эпизода.

• Сравните обстановку в I - и 2 частях. Какие эпитеты использованы для описания залы и поля, музыки на балу и после бала?

• Расскажите о главных действующих лицах в 1 и 2 части: о Вареньке и наказываемом татарине.

Каким показан отец Вареньки на балу и на поле?

• Что рассказывает Иван Васильевич о своем состоянии на базлу и после всего увиденного им на военном плацу?

• Какая часть является главной?

Учитель обращает внимание учащихся на рамку рассказа: вступление и заключение, в которых не только рассказано о судьбе главного героя, но и поставлены серьезные философские проблемы о взаимоотношении человека и общества, об отношении к злу и т. д

Учащиеся нередко сводят понятие композиции к сюжету. Используя конкретные примеры из знакомых восьмикласскикам литературных текстов, учитель помогает им назвать основные элементы композиции: деление произведения на части и взаимосвязь частей (то, что называется общей организацией материала), сюжет, описание обстановки, пейзаж, способы раскрытия характеров героев, лирические отступления.

В заключение можно рассказать классу о значении композиции в живописи. Композиция картины — это расположение и взаимосвязь всех частей, пропорции фигур и деталей, выбор художником точки зрения и центра в картине, способы обрисовки персонажей, выделение главного. Если события в литературном произведении развиваются во времени, то композиция картины имеет пространственный характер. Художник располагает фигуры, предметы в пространстве соответственно своему замыслу. Первоэлемент литературы —слово, первоэлемент живописи —свет, краски. То, что писатель выделяет словом, художник —красками, светом.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Изучение теории литературы в средних классах - часть 2 . Литературные сочинения!

Изучение теории литературы в средних классах - часть 2