Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Каким быть человеку…

Проблема нравственного самоусовершенствования личности становится одной из важнейших в нашей жизни. «Издревле, с очень давних пор, существуют два способа обновления, два способа перестройки жизни, — писал Ф. Абрамов. — Один путь — социальных революций &copy A L L S o c h. r u и социальных реформ, второй путь, который особенно яростно проповедовал в нашей русской жизни и в нашей литературе Лев Николаевич Толстой, — это путь нравственного усовершенствования, нравственного самовоспитания личности каждого человека. Долгое время к этому прекрасному учению Толстого, которое является сердцевиной всего его творчества, у нас относились негативно. Были на то основания, потому что это отвлекало от революции, но сегодня мы можем должным образом оценить учение этого великого человека, потому что опыт показывает: перестройка, социальная перестройка жизни, не подкрепленная душевной работой каждого, не может дать должных результатов».

Нравственные проблемы всегда были в центре внимания русской литературы. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский думали над их решением, размышляли о совести, долге, справедливости, любви, дружбе, ненависти. Их лучшие герои, как и герои предшествующих эпох, «жизнь сердца и интересы мысли» (Л. Н. Толстой) ставят выше модных пристрастий и течений, отстаивают общечеловеческие ценности, которые и делают человека человеком. В нашей современной литературе нравственные проблемы начали подниматься писателями с середины 70-х годов XX столетия. Это происходило, видимо, потому, что авторы инстинктивно, чутьем художника, улавливали неблагополучие в развитии нашего общества.

В это время появляются произведения В. Быкова («Обелиск», «Сотников», «Волчья стая») и Ю. Бондарева («Берег», «Выбор»), в которых изображаются нравственные проблемы на войне. Проблема выбора нравственной позиции на войне (в условиях пограничной ситуации, когда рядом смерть, бездна и она реально ощущается) еще труднее, чем в мирной жизни. По мнению авторов, именно на войне проверяется человек «на излом».

И оба писателя показывают, как из хорошего, обычного человека в экстремальных условиях постепенно, шаг за шагом вырабатывается предатель (Илья Рамзин у Ю. Бондарева) или герой (учитель Мороз у В. Быкова, лейтенант Княжко у К). Бондарева). Люди, подобные Морозу и Княжко, находят в себе нравственный стержень, принципы, устои, не позволяющие им совершить подлость, именно про них писал поэт Н. Старшинов: «А нам судьбу России доверяли, и кажется, что мы не подвели». Нравственныя проблемы 60—70-х годов XX века осмысляются в произведениях писателей, пишущих о деревне: В. Шукшина («Калина красная», «Рассказы»), Ф. Абрамова («Пряслины»), В. Белова («Воспитание по доктору Споку», «Лад»). Эти авторы рассматривали проблему нравственного роста или деградации человека. Все они и их герои по происхождению своему люди деревенские и убеждены, что русский человек веками выработал свое отношение к крестьянскому труду, жителям своей деревни, окружающему миру, и в конце концов это стало нравственным стежнем его личности (например, такого героя, как Михаил Пряслин).

Как только кто-то из них порывает с родной землей и домом, он сразу же становится человеком без корней (независимо от того, почему это произошло: уехал ли он в город от голода или на «великие стройки коммунизма») и лишается тех нравственных устоев, которые вырабатывались веками, а это открывает ему возможность и для всякого рода негативных проявлений (воровства — Егор Прокудин из «Калины красной», пьянства — герои «Воспитания по доктору Споку», поисков легкой жизни — Ероша Ставров из «Пряслиных»), так как от старого он ушел, а нового пока выработать не успел. Даже произведения на далекую вроде бы экологическую тематику несут в себе нравственный заряд («Царь-рыба», «Печальный детектив» В. Астафьева, «Не стреляйте в белых лебедей» В. Васильева). Здесь, безусловно, речь идет о сохранении природы. При ближайшем рассмотрении оказывается, что, строя, мы разучились жалеть людей, зверей, природу, наше общество превратилось в удивительно бездуховное объединение людей, утеряло практически все нравственные ценности,’и в первую очередь совестливость, порядочность, сострадание, жалость к слабым, обездоленным, беззащитным. Проблема возрождения духовности в нашем обществе ставится в этих произведениях очень остро.

Авторы, рассматривающие проблемы нравственности в своих произведениях, не берутся окончательно решать эту проблему, хотя они дают довольно четкие представления о нравственных ориентирах человека и в своих произведениях показывают, что человек, преступающий нравственные законы, становится бездушным и подлым. Русская литература всегда уделяла много внимания формированию личности человека, его мировоззрения. При всем многообразии конкретных обстоятельств и социальных укладов жизни нравственное совершенствование должно предшествовать (опережать) техническое и социальное развитие общества. Иначе, получив в свои руки новейшие достижения науки, человечество может использовать их себе во вред.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Каким быть человеку… . Литературные сочинения!

Каким быть человеку…