Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Лирическое «Я» поэзии Лины Костенко

Конечно же, нет поэтов, которые бы не писали о любви, – уж слишком значительное место она занимает в спектре человеческих чувств. Говорят, способность к любви является мерилом человеческой души. Любовь превозносит, одухотворяет человека даже тогда, когда несет страдание. Чувство любви, возможно, как никакое другое, хочет выражения. Вот почему любовь очень часто дает толчок к творчеству, к самовыражению. Сколько написано произведений, в которые поэты пытались вложить всю силу своего чувства!

Кажется, что все возможные нюансы любовных чувств уже зафиксированы в поэтическом слове. И если это воплощение эмоциональных состояний в слово состоялось на настоящем художественном уровне – то это значит, что осуществлена “материализация” чувства, что оно уже передастся другим людям, “зарядит” их тем духовным состоянием, которое пережил поэт. Поэтому общение с такой поэзией – это обогащение собственного духовного мира, его разнообразия, и – обязательно – одухотворения. В конечном итоге – это развитие человеческого в человеке.

Может возникнуть вопрос: уже так много написано прекрасные стихотворений о любви, не угрожает ли любовной лирике повторение, которое будет свидетельствовать об исчерпывании темы? Действительно, есть множество стихотворений о любви, которые во многом повторяют друг друга. И здесь ничего не сделаешь – такие произведения – близнецы появились, появляются и будут появляться. Однако это не говорит о кризисе темы. Просто авторы этих произведений недостаточно углубляются в нее, не открывают в ней новые грани. В действительности тема любви является неисчерпаемой, потому что неисчерпаемым является духовный мир человека. Известно же, что каждый отдельный человек – это неповторимый макрокосм.

Каждая “вечная” общечеловеческая тема – это тема любви. Поэзия Лины Костенко на эту тему является классикой украинской любовной лирики.

На чем основывается такое утверждение? Всякое совершенство само по себе предусматривает красивое исполнение. В художественной манере Лины Костенко доминирует такая черта, как собственно красота художественного исполнения.

Так в чем их красота? В чем красивое совершенство их красивого выполнения? Этико-гуманистическое содержание любовной лирики Лины Костенко.
Праздник любви.

Ты помнишь, ты пришел с пристани.
Такие сады были тогда распущены.
И вся в гирляндах, как индийская жрица
Весна светилась в искорках росы.
Плакучие ивы не могли сокрушатьсяТакие были у иволг голоса!

На первый взгляд кажется, что о любви здесь не сказано ни одного слова. Но это поверхностное впечатление. В действительности же здесь каждое слово говорит о любви. Даже не говорит, а кричит, неистовствует. Потому что идет речь о празднике любви. У поэтессы нет слов, которые об этом празднике сказали бы прямо. Поэтому она показывает охмелевшую от счастья природу – распущенные, словно опьянели от весенней полноты жизни, сады, острую свежесть утренней росы, которая сверкает под первыми солнечными лучами, волнующе радостное пение птиц, которые не дают сокрушаться даже плакучим ивам. “Настрой” природы абсолютно соответствует настроению преисполненной любовными чувствами героини.

Но, как это всегда бывает у Лины Костенко, наиболее поражающие строки – в финале произведения. Именно они предоставляют совершенство:

А под окном цвели у нас розы
Не хватало немножечко суток
А на доску прозрачной веранды
Ходили то дожди, то голуби…

Это дает нам ощущение, и виденья среды, в котором находились двое опьяненных от счастья людей, им так было хорошо вдвоем, что они не могли насладиться пребыванием друг с другом – “не хватало немножечко суток”. При всей внешней простоте, последняя фраза предоставляет поэзии окончательное совершенство.

Если все же попробовать охарактеризовать любовную лирику Лины Костенко со смысловой стороны, то нужно отметить, что она содержит достаточно широкий эмоциональный спектр этого чувства – от его наивысшей возвышенности, своеобразного “пика” чувственного подъема, когда любовь, кажется, приобретает признаки близкого к безумию сумасшествия, к более спокойному, даже угасающему состоянию. Начнем со стихотворений, в которых любовь – неугомонная страсть:

Останови меня опомнись и пойми
Такая любовь бывает раз в никогда
Она же промчится над сломанной жизнью
За ней будут бежать окоемы
Она же порвет нам покой к струне
Она же слова сожжет устами
Останови же меня останови и успокой
Еще пока могу думать в последний раз
Еще пока могу, но уже не могу
Наступила очередь и на мою зарю
Около тебя ли душу отморожу
Около тебя ли пламенем сгорю.

Отсутствие в этом стихотворении знаков препинаний – литературный прием с достаточно очевидной функцией. Стихотворение – взволнованный, спонтанно возникший монолог, непрестанный поток слов лирической героини, которая находится в состоянии высокого психологического напряжения, аффекта. Поэтому ее язык словно неорганизован, отсутствуют знаки препинания, потому что у нее одна цель – высказаться. За формой высказывания она словно не следит. Прием срабатывает, впечатление страстной спонтанности монолога создано. Но ошибется тот, кто примет этот монолог как неорганизованный поток слов. Напротив, страстное чувство, которое владеет героиней, является той силой, которая делает ее монолог целостным. Каждое слово максимально включено в процесс выражения. Более того, в стихотворении развивается прекрасно продуманный внутренний сюжет, или же, точнее, внутренний конфликт, разгадка которого не только опровергает мнение о недостаточной организованности текста, но и очаровывает его утонченностью. Лирическая героиня и Он влюбились друг в друга. Она боится любви, боится собственной страсти. Чувствует ее неугомонную силу. Поэтому и умоляет остановиться. Он, как и надлежит мужчине, сильнее ее. Поэтому Она еще имеет надежду на его возможность сохранить холодную голову в этом обвале страстного чувства.

Почему она боится любви? Полного ответа на этот вопрос в тексте нет. Но он нам и не нужен, потому что знаем главное – эта нежелательная любовь угрожает “сломанной жизнью”, долго не проходящими последствиями (”за ней будут бежать окоемы “), потерей покоя… А еще ее мучает интуитивное предчувствие какой-то (психологической) несовместимости с Ним (”около тебя ли душу отморожу около тебя ли пламенем сгорю”).

Внутренний конфликт произведения – это борьба лирической героини с собой, со своей страстью. В этой борьбе она мобилизирует все силы, всю способность сопротивляться неугомонному любовному влеченью. Пока еще Она держится. Но Она - женщина. Она – слабая. Он молчит, не слышит ее мольбы. От него нет помощи. И Она ломается, полагается на волю судьбы. Момент излома четко зафиксирован: ” еще пока могу но уже не могу”.

Перед нами - психологическая драма, показанная на миниатюрной, как для драмы, текстовой площадке в 12 строк.

“Это тихое сияние над моей судьбой…”

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Лирическое «Я» поэзии Лины Костенко . Литературные сочинения!

Лирическое «Я» поэзии Лины Костенко