Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

«Луч света в темном царстве»

Драма А. Н.Островского «Гроза» была опубликована в 1860 году, накануне революционной ситуации в Рос­сии. В произведении отразились впечатления от путе­шествия писателя по Волге летом 1856 года. Но не ка­кой-то определенный волжский город и не какие-то кон­кретные лица изображены в «Грозе». Все свои наблюде­ния над жизнью Поволжья Островский переработал и превратил их в глубоко типичные картины русской жиз­ни. Жанр драмы характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. В «Грозе» эта личностьКатерина Кабано­ва. Катерина олицетворяет собой нравственную чисто­ту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоин­ство. По словам Добролюбова, она «не убила в себе че­ловеческую природу». Катерина — русский национальный характер.

Преж­де всего, это отражено Островским, владевшим в совер­шенстве всеми богатствами народного языка, в речи героини. Когда она говорит, кажется, что она поет. В речи Катерины, связанной с простым народом, воспи­танной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтич­ностью, образностью, эмоциональностью. Поражают также естественность, искренность, простота героини. Катерина религиозна.

Но это не ханжество Кабанихи, а искренняя, глубокая вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением («И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, быва­ло, я в рай войду..

»), любит рассказывать о странницах («У нас полон дом был странниц и богомолок»), сны Катерины — о «храмах золотых». Любовь героини к Борису небеспричинна. Во-пер­вых, потребность любви дает о себе знать: ведь вряд ли ее муж Тихон под влиянием «маменьки» выказывал свою любовь к жене очень часто. Во-вторых, оскорблены чув­ства жены и женщины. В-третьих, смертельная тоска однообразной жизни душит Катерину.

И, наконец;, чет­вертой причиной является желание воли, простора: ведь любовь есть одно из проявлений свободы. Катери­на борется сама с собой, и в этом трагизм ее положе­ния, однако в итоге она внутренне оправдывает себя. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зре­ния церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» — последние слова Катерины. Еще одна характерная черта Катерины — стремление к свободе, духовному раскрепощению.

Не зря в пьесе неоднократно повторяется образ птицы — символ воли. Отсюда постоянный эпитет «вольная птица». Катери­на, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, срав­нивает себя с птицей на воле.

«…Отчего люди не лета­ют так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Но вольная птица по­пала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.

Цельность, решительность характера Катерины вы­разилась в том, что она отказалась подчиниться распо­рядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в не­воле смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму. Итак, главное действующее лицо драмы «Гроза» всту­пает в конфликт с окружающей средой.

В четвертом действии, в сцене покаяния, как будто наступает развяз­ка. Всё против Катерины в этой сцепе: и «гроза Господ­ня», и проклинающая полусумасшедшая «барыня с дву­мя лакеями», и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая «геенну огненную». Бедную Кате­рину все эти признаки уходящего, но такого живучего старого мира чуть не свели с ума, и она кается в своем грехе в полубреду, состоянии помрачения. Она сама позже признается Борису, что «в себе не вольна была», «себя не помнила». Если бы этой сценой заканчивалась драма «Гроза», то в ней была бы показана непобедимость «темного царства», ведь в конце четвертого действия Кабаниха торжествует: «Что, сынок!

Куда воля-то ве­дет!» Все права защищены и охраняются законом &copy 2001-2005 олсоч. ру Но драма завершается нравственной победой и над внешними силами, сковывавшими свобод)’ Катерины, и над темными представлениями, сковывавшими ее волю и разум. И ее решение умереть, лишь бы не остать­ся рабой, выражает, по Добролюбов); «потребность воз­никшего движения русской жизни».

Критик назвал Ка­терину характером народным, национальным, «лучом света в темном царстве», имея в виду действенное вы­ражение в ней непосредственного протеста, освободи­тельных стремлений народных масс. Указывая на глубо­кую типичность этого образа, на его общенародное зна­чение, Добролюбов писал, что он представляет «худо­жественное соединение однородных черт, проявляю­щихся в разных положениях русской жизни, по служа­щих выражением одной идеи». Героиня Островского отразила в своих чувствах, в своих поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных условий «темного царства». Именно поэтому Добролю­бов и выделил «Грозу» из всей прогрессивной предре-форменной литературы и подчеркнул ее революцион­ное значение.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » «Луч света в темном царстве» . Литературные сочинения!

«Луч света в темном царстве»