Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Морально-этические проблемы в комедии «Мартын Боруля»

Драматургическое наследие И. К. Карпенко-Карого - это самобытное и интересное явление в истории отечественной театральной культуры. Бессмертную славу принесли художнику его сатирические комедии: «Сто тысяч», «Хозяин», «Суета». Сюда же относится и комедия «Мартын Боруля», которая поднимает важные морально-этические проблемы и этим самим становится в ряд бессмертных произведений. Драматург высоко поднимал роль смеха как средства борьбы с человеческими недостатками. Действительно, смех - могущественное оружие: то, над чем посмеялись, теряет свою значимость и из кумира превращается в предмет насмешки. Смех принуждает каждого из нас критически посмотреть на себя и стремиться лишиться тех или других недостатков в своем характере, Сюжет комедии «Мартын Боруля» писатель строит на действительных фактах из жизни семьи Тобилевичей: отец драматурга, который длительное время служил управляющим помещичьих имений, решил добиться признания своего рода дворянским. На это ушло немало времени - и напрасно: дворянство не было доказано, поскольку фамилия в старых документах была Тобелевич, а в новых - Тобилевич.

Карпенко-Карый использовал этот факт, чтобы высмеять старание простого человека выбиться в дворяне, порочно думая, что этим можно в чем-то возвыситься над другими. Главный персонаж комедии - это человек из зажиточной верхушки села. Мартин Боруля не ослеплен жадностью обогащения, не лишен черт гуманности. И, к сожалению, это натура, искалеченная духовно непреодолимым стремлением выйти «на дворянскую линию». Когда бы его спросили, зачем ему то дворянство, он, вероятно, не смог бы объяснить как следует свое странное желание. Читая комедию, мы видим, что Мартын – хороший семьянин, в доме порядок и благосостояние. И авторитет, и деньги - все это у нашего героя есть. Чего же ему еще надо? Оказывается, надо титул дворянский, который, по мнению Мартына, сделает его господином, а господин - это не мужик…

В своем доме этот «мещанин-шляхтич» (так назвал своего героя Журдена французский драматург Мольер) заводит дворянские порядки, сам мучается из-за своих химер, но терпит, так как считает такую «домашнюю перестройку» путем к политически-правовому месту в помещицко-капиталистическом государстве. Мартин велит своим детям называть себя не отцом, а «папинькой», а маму - «маминькой». Он долго утром вылеживается в кровати, как господин, хотя у него, трудящегося человека, от долгого лежания с непривычки болят бока. Дочь Марисю хочет отдать замуж за «образованного человека», сына Степана мечтает видеть знатным чиновником. Смешно смотреть, как «правила» дворянского быта противоречат традиционным порядкам семьи Мартына, вызывают непонимание и удивление членов семьи.

Развязка остро драматическая: Мартын везде терпит поражение, и, в конце концов, одна буква в фамилии (Боруля — Беруля) приводит к краху его попыткам получить дворянское звание: род Мартына не признали дворянским. Высмеивая так поведение своего героя, Карпенко-Карый утвердил здоровую народную мораль относительно семейных традиций, отношения человека к своей родной земле, своей родословной, прадедовским корням, работе, народным обычаям. Главное - не титул, а умение оставаться порядочным, высоконравственным человеком во всех жизненных ситуациях.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Морально-этические проблемы в комедии «Мартын Боруля» . Литературные сочинения!

Морально-этические проблемы в комедии «Мартын Боруля»