Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией «Горе от ума» положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете он сблизился с будущими декабристами, страстно увлекся театром и литературой, знал наизусть Шекспира, хорошо изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. В нем рано пробуждаются чувство личного достоинства и неприязнь к косной барской среде, крепостническим нравам. Грибоедов критически относился к защитникам принципов классицизма в литературе, считая, что классицизм мешает воображению.

Вместе с будущими all so ch. ru 2001 2005 декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития национально-самобытной русской литературы. Эстетика Грибоедова — это эстетика реализма. Так, он выступает против творческой позиции сентименталиста и романтика Жуковского, но при этом не сбрасывает со счетов лучшие произведения русской литературы прошлых лет. Вначале пьесы Грибоедова являлись вольным переводом с французского («Молодые супруги», «Притворная неверность»), но затем он создает свое собственное яркое произведение. До Грибоедова из русских пьес только «Недоросль» Фонвизина имел успех.

В 1824 году драматург закончил работу над комедией «Горе от ума», тут же запрещенной цензурой и ходившей «в списках». Реакционный лагерь принял произведение враждебно, но его восторженно встретили декабристы (и использовали для пропаганды своих политических идей), высокую оценку дал Пушкин. По его мнению, цель комедии — «характеры и резкая картина нравов». Появление этого произведения предвещало победу реализма в русской литературе. В «Горе от ума» отражена эпоха после 1812 года.

Содержание комедии — столкновение и смена двух больших эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувшего». Грибоедов, вслед за Радищевым, раскрывает типические черты барских нравов, косный и порочный уклад «высшего» общества. С другой стороны, он показывает возникновение новых, прогрессивных идей поколения будущих декабристов.

Новаторство Грибоедова в том, что он не только великолепно знал и отразил современную ему действительность, но и в том, как своеобразно он использовал новый реалистический метод изображения. По сути, присутствуют три составляющие классицизма: единство времени, места, содержания. Но герои не однозначны (до сих пор идут споры по поводу трактовки характеров и мотивов поведения Чацкого, Софьи).

А главное — язык другой, не мертвый, а разговорный, живой; комедия, можно сказать, разошлась на пословицы и афоризмы. В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь той эпохи. Да, Фонвизин был образцом пера, но его герои оставались неизменными на всем протяжении действия.

Грибоедов же, напротив, стремится раскрыть внутреннее развитие тех героев, кто к таковому способен. И характер, мотивация поступков героев находятся в необычайно тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и в этом сила реализма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит, от обстоятельств его жизни.

Чацкий с горечью восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете!» А в нашей действительности? До недавнего времени (да и по сей день) молчалины процветали, а от Чацких старались избавляться. Я думаю, что это и привело нашу страну к духовному кризису, так как слишком много было покорных, живущих по принципу: «Не должно сметь свое суждение иметь».

Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Грибоедов каждому персонажу придает индивидуальные черты и свойства, и современники узнавали себя (отсюда и реакция на произведение), каждая ситуация была знакомой, и читатели ощущали злободневность написанного. Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во все времена.

В армии можно встретить грубого солдафона (грибоедовского Скалозуба), в любом управлении — «всесильного дядюшку» (Фамусова), покровителя родственников, который держит всех служащих в узде. Легший в основу комедии конфликт между лагерем крепостников и молодыми волыюлюбцами, из среды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Новаторство Грибоедова-художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности, блестяще охарактеризовал Пушкин, считавший драматурга «комическим гением».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» . Литературные сочинения!

Новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»