Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

О чести и совести

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть применение наших поступков к атому закону. И. Кант Честь и совесть. Мы так часто слышим эти слова, что, быть может, они утратили для нас свое истинное значение, превратившись в набор бессмысленных звуков.

Мы очень часто произносим их, но, увы, слишком редко задумываемся над теми понятиями, которые они обозначают. Подчас честь и совесть для нас лишь символы, не имеющие смысла и употребляемые нами только для того, чтобы сделать эффектными патетические речи и придать им красоту и изысканность. Честь и совесть?.. Что они для человека? Почему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни?

Эти вопросы всегда волновали и продолжают волновать сердца людей, ибо во все времена незапятнанная честь и чистая совесть были величайшим благом для человека. Что же кроется за этими понятиями? «И первый клад мой честь была», — писал А. С. Пушкин. Честь — моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.

Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Так объясняет значение’этих слов толковый словарь. Вдумайтесь в эти фразы.

Внутренняя красота человека заключается в гармонии его мыслей и чувств. Сохранение своего внутреннего богатства, верность своим нравственным позициям и своему мировоззрению и есть главные достоинства человека. Понятия чести и совести не могут быть применимы к тому, кто поступился своими моральными принцапами ради достижения каких-либо низменных целей, кто живет лишь для удовлетворения своих личных потребностей, не замечая людей вокруг себя, преступая через них. Недаром Л. Н. Толстой называет Наполеона, легендарную личность, сумевшую покорить мир ценой миллионов человеческих жизней, «человеком с помраченной совестью».

Недаром Родион Раскольников, герой романа Ф. М. Достоевского, решившийся пойти на убийство человека, пусть гадкого, пусть зловредного, но человека, не смог «выдержать своей подлой роли» и оказался раздавленным тяжестью своего преступления, ибо «чувство гуманности окорб-ляется и страдает, когда люди не уважают в других человеческих достоинств, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек в себе не уважает собственного достоинства» (В. Г. Белинский). Смотреть на людей со сломленной совестью еще страшнее, чем на убитых. Именно по этому сохранить свою честь и достоинство и остаться с незапятнанной совестью очень важно для любого человека, независимо от условий его существования, от того дела, которым он занимается в своей жизни.

Мне хотелось бы посвятить свою жизнь медицине, и поэтому вопросы чести и совести для меня связаны, прежде всего, с честью и достоинством врача. Врач — одна из самых благородных профессий на земле. К целителям люди относились всегда особо, их ценили и уважали. В руках врача находится человеческая жизнь, поэтому большое значение имеют его душевные качества и мотивы, которыми он руководствуется в своей деятельности.

Легче стать врачом, чем быть им. Медик не просто профессионал — это творец. Мастерство хорошего врача заключается не только в его руках, в технике оперирования или умении поставить диагноз, но и в глубине мышления, в умении находить новые пути, в способности молниеносно принимать единственно правильное решение. И, конечно же, профессиональные качества врача определяются, в первую очередь, не объемами его знаний или компетентностью в той или иной области, а его человеческой сущностью, чуткостью и любовью к людям, умением увидеть в каждом пациенте индивидуальность, понять его чувства и мысли, а не относиться к нему как к материалу для своих практических упражнений. Известный сирийский писатель и врач Абуаль-Фарадж, живший в XIII веке, что в древности врач, обращаясь к больному, говорил: «Нас трое: ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете.

Если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем». Именно таким должно быть отношение врача к каждому своему пациенту, и только таким. Человек, ищущий помощи медика, болен не только физически, он страдает морально, ибо в дом его постучалась страшная беда, перед которой он слаб и беззащитен, — недуг, и поэтому врач должен стать опорой и поддержкой для своего больного. Совесть медика будет чиста, если за каждого пациента он будет бороться до конца, как за своего родного брата, ибо истинный врач не тот, кто изучил курс медицины, а тот, кто осознает свой долг перед людьми, чьими действиями руководит честь и совесть.

Таков, например, Владимир Устименко, герой трилогии Юрия Германа, человек, для которого ничего не существует на свете, кроме его дела, дела, без которого жизнь его бессмысленна, дела, которому он посвятил всего себя. («Дело, которому ты служишь».) Его самообладание и сила воли, его сочинение с аллсоч. ру © 2005 удивительные работоспособность и энергия, чуткость и внимание к своим пациентам вызывают у меня неподдельное восхищение.

Совесть и честь для этого человека не пустой звук, а качества, составляющие его сущность. Отдаваясь целиком любимому делу, он не становится самовлюбленным эгоцентристом, всегда уверенным в своей правоте, напротив, Владимир судит себя за свои поступки, но это не постыдное самоуничижение, а строгая требовательность к себе, которая способствует развитию профессиональных и человеческих достоинств Устименко. Владимир не карьерист, он не способен унижаться перед кем бы то ни было, ему претят человеческая подлость и ложь.

Устименко честен перед людьми и в первую очередь перед самим собой, он верен девизу: «Светя другим, сгораю сам». Увы, далеко не всегда люди, пришедшие в медицину, имеют целью своей служение во благо человека. Таким, например, как профессору Жовтеку или Евгению Степанову, врачебное поприще представляется лишь той лестницей, по которой можно подняться к высоким чинам, для них это средстве1, добыть мнимую славу и уважение, сделать карьеру. Слово «честь» в устах этих людей приобретает иной смысл, оно обозначает почет и награды, а отнюдь не те достоинства, за которые эти награды даются. Понятия совести же для них вообще не существует, ибо в их жизни удобней вовсе обойтись без ее постоянных укоров.

И эти люди живут, не обращая внимания на окружающих, используя их в своих низменных целях, даже идя на преступление и предательство. Плохой врач не может быть благородным человеком, ибо медицина — профессия, в которой основополагающими достоинствами являются честь и совесть. В ней нет места карьеризму, чинопочитанию, бездушию и жестокости. «Закон, живущий в нас, называется совестью», — говорил философ. Правило это применимо к каждому, будь то врач, лечащий людей, рабочий, стоящий у станка, или ученый, создающий новую теорию.

Самое тяжкое преступление есть нарушение закона совести. Честь и достоинство — главные качества человеческой души и тот, кто утратил их, превращается в жестокого и алчного «языческого божка», не имеющего ни чувств, ни мыслей, которому чужды какие-либо высокие стремления и поиски. Человеком же может называться тот, для кого честь и совесть не пустые слова, кто живет согласно жизненной морали, не поступаясь своими взглядами и не ломая душу, постоянно совершенствует свои внутренние качества, принося их на службу людям. Такой человек подобен горьковскому Дан-ко, пламенем своего сердца осветил другим путь к светлой и прекрасной жизни.

Именно такими людьми держится и движется мир.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » О чести и совести . Литературные сочинения!

О чести и совести