Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

В повести «Очарованный странник» Лесков создает совершенно особый, несопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жиз­ни, что ему не страшно в ней потеряться. Это — Иван Северьяныч Флягип, «очарованный странник»; он «очарован» сказкой жизни, ее волшеб­ством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бес­конечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь — неисчерпаема. Каждое новое пристанище Флягина — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми — будь то дикие киргизы или строгие православ­ные монахи; он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Савакиреем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую «операцию», которую с ним про­делали татары; в монастыре он не только не ропщет на то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: «Здесь и церковный’звон слышно, и товарищи навещали». Но, несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго.

Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, по­этому он скитается по миру и не может найти себе при­станища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз — и тогда, когда спас от неминуе­мой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, — а столь частая смена мест обитания и посто­янный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует по ее течению. Но это — не следствие душевной слабости и пассив­ности, а полное приятие своей судьбы.

Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полага­ясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во вре­мя войны.

Флягип говорит о себе, что он «всю жизнь погибал, но не мог погибнуть», и объясняет это тем, что он — «большой грешник», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет». На его совести — смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бро­сает своих детей от татарских жен, его «искушают бесы». Но ни один из его «греховных» поступков не по­рожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды.

Смерть монаха — результат несчастного случая, Саваки-рея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, пол­ностью сознавая, что он совершает убийство… Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. «Ты по­живешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подня­ла», — умоляет его несчастная Груша.

У Ивана собственная религия, своя мораль, но в жиз­ни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост как младенец, но, когда он бо­рется с несправедливостью и со злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, сочинение с аллсоч.

ру © 2005 за что сам терпит суровое наказание. Ему «за народ очень по­мереть хочется», и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители. Флягин — необыкновенно одаренный человек, для него нет ничего невозможного. Тайна его силы, неуяз­вимости и удивительного дара — всегда ощущать радость — заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно встает на его пути.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» . Литературные сочинения!

Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»