Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Образы самодуров в драме А. Н. Островского “Гроза”

Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофъич, поискать еще!.. Хороша тоже и Кабаниха. А. Островский. Гроза В своей драме “Гроза” А. Н. Островский ярко и живо изобразил “темное царство” российской провинции, подавляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово “самодур”, но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, действуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими. В драме “Гроза” явление самодурства описано на при» мере образов “значительных лиц” города Калинова — Дикого и Кабанихи.

Для Дикого основная цель в жизни, единственный за-’ кон — деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой.’ Он самый богатый человек в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги — это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: “Так ты знай, что ты червяк.

Захочу помилую, захочу — раздавлю”. В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянников, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитывает бедных мужиков, работающих на него: “ни одного путем не разочтет”. Он действует по принципу: “Много у меня в год-то народу перебывает…

не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!” Дикой привык думать только о себе. Не зря об этом купце говорят: “У него вся жизнь OCHQ-ia на ругательстве”. По-человечески Дикой разговари-|1ть просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни до-1ним.

Грубый и бесцеремонный, он осознает свою без-сазанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бес-равных: “Они должны мне покоряться…” Однако перед ИМИ, кто способен дать ему отпор, перед сильными личностями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой насует, отступает. Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора — черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны. Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев “темного царства”.

Консерватизм взглядов и ненависть ко всему новому являются ее отличительными чертами: “Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю”.

Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в I сочетании с самым серьезным отношением к домостроевским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невыносимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, сла-I бым, лишенным самостоятельности, рабски покорным ма- Штеринской воле. Но Кабаниха хочет сделать его “хозяи ном” в своей семье, которого жена не только беспрекослов Но слушается, но и боится. Поэтому она не только подав ляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упре кает невестку.

Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное — соблюдение формы, несмотря на то что от ео косности и невежества страдают живые люди. Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: “Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела”. Однако и религио.

ч ность Кабанихи внешняя, дань традициям. Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: “Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни”. Нередко мы и сегодня встречаемся с самодурами в жизни. Их можно отличить по тому, что “самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он — что захочет, то и сделает”.

Я думаю, что единственное средство для борьбы с самодурством — это развитие внутренних качести каждого человека, возрождение истинной культуры в соб ственном сердце.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образы самодуров в драме А. Н. Островского “Гроза” . Литературные сочинения!

Образы самодуров в драме А. Н. Островского “Гроза”