Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Образы животных в баснях Крылова

Как говорит нам словарь, басня — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По соображениям художественным (а иногда и по цензурным) на смену людям в басни приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и т. д. Такие аллегорические образы животных, то есть животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен, Лессинг. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников.

Но мастерство Крылова-баснописца, безусловно, состоит не в полном и неизменном поддержании этой традиции. Чтобы понять новаторство Крылова, обратимся сначала к тому, что использовал он из опыта своих предшественников. В литературу аллегория пришла из фольклора: средневековых моралите, притчей, сказок, особенно из сказок о животных, где действовали традиционные сказочные животные-персонажи, каждый из которых был сочинение с оллсоч © 2005 заведомо наделен определенной чертой характера.

Прием аллегории использовали и классицисты (например, в одах). Никто не сомневается, что басенный Муравей — олицетворение трудолюбия («Стрекоза и муравей»), Свинья — невежества («Свинья под дубом»), Ягненок — кротости (как «агнец божий», «Волк и ягненок»). Крылов считал, что искоренять пороки человечества можно путем их высмеивания. В баснях Крылова в «лице» животных высмеиваются глупость, жадность, невежество.

Высмеиваются начиная с завязки (посредством обрисовки изначально нелепой ситуации, как, например, в «Квартете»), путем выдвижения затем нелепого, с нашей точки зрения, контрдовода, и, наконец, все это подкрепляется моралью. Пороки человечества, аллегориями которых являются звери, высмеяны автором. Но… «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах — соперник» (Жуковский). А Крылов как раз и был таким «соперником», ибо зачастую обращался к образам и сюжетам, заимствованным у великих баснописцев. Как истинный «соперник» Эзопа и Лафонтена, он не ограничивается только простыми аллегориями.

Образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Басни Крылова имеют не только бытовой характер, чисто бытовыми можно назвать лишь часть их. Существуют также у Крылова исторические и социальные басни. Например, в басне «Воспитание Льва» лев-отец не только воплощение силы, мужества. Он еще и царь зверей, это создает в басне определенный подтекст: имеется в виду воспитание Александра I иностранным учителем Лагарпом. Лев-отец выступает здесь не только как грозный царь, но в то же время как заботливый, но недалекий отец, который поручил воспитание своего сына птице, забыв о том, что царствовать-то сын будет над зверями.

В образе льва-отца обрисован целый характер, со всеми его достоинствами и недостатками, а не одна лишь черта человеческого характера. Так происходит и с другими историческими баснями Крылова, то есть с теми баснями, которые имеют реальный исторический подтекст. Здесь уже можно говорить не столько об аллегории, сколько о метафоре, например в баснях «Волк на псарне» и «Щука и кот». В этих двух баснях под образами волка и щуки подразумевается Наполеон. Ни одно, даже самое подробнейшее описание этого человека, данное просто словами, не позволит угадать в нем великого полководца: можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации, но в то же время не рассчитал своих возможностей и попал «на псарню» вместо «овчарни». Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем великого завоевателя Наполеона.

Но при этом образ волка никак не сужается до изображения этого конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи. Образы животных у Крылова можно сравнить с образами животных в сказках Салтыкова-Щедрина, где подчас, не зная историческую подоплеку, трудно угадать назначение этого образа в произведении. Итак, выяснив, что образы животных несут в себе подчас целые характеры конкретных людей, мы можем выявить следующее: человек неотделим от своего социального положения, и образы животных можно классифицировать и как метафоры определенных социальных уровней.

Например, в басне «Лев и барс», где лев и барс — высшие слои общества, лиса и кот — чиновничество. Сюда же можно отнести басню «Волк и ягненок». «У сильного всегда бессильный виноват», — гласит мораль. Образ ягненка не только аллегория слабости и беззащитности, но еще метафора определенного социального уровня, отражающая характер мелких чиновников.

Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками (басня «Две собаки»), но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами. Примером может служить басня «Квартет», где пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые «Проказницей мартышкой, Ослом, Козлом И косолапым мишкой». Действительно, что же ожидает такой квартет — государственный совет в будущем, если в его главу поставлены столь разные типажи.

Итак, широко используемые Крыловым образы разных животных с разными характерами указывают также и на реалистическую основу крыловских басен. Натурализм Крылова, связь его басен с народной основой придают его басням русский национальный колорит. Образы животных (которые подчас на иллюстрациях бывают изображены в русских национальных костюмах) несут в себе сатирическую типизацию черт русского национального характера.

Для его создания Крылов использует также прием индивидуализации речи персонажа. Баснописец вкладывает в уста животных отдельные элементы разговорной речи разных сословий того времени. Например, в басне «Стрекоза и муравей» муравей говорит: «Кумушка, мне странно это…» «Так поди же, попляши».

Стоит обратить внимание и на ритмику этой басни. Образ попрыгуньи-стрекозы создается особым «прыгучим» размером — хореем. Крылов также широко применяет звукопись для создания «звукового» образа животного.

Например, в басне «Змея» инструментовка на шипящие звуки и «з», в басне «Мор зверей» повторение звуков «м», «у», «ы». Итак, мы видим, насколько глубоко восприняты и переработаны традиции аллегорической басни Крыловым, видим, как в то же время Крылов обогатил русскую басню новыми реалистическими образами животных. Именно в басне Крыловым были разработаны принципы реалистической типизации, без которых невозможны были бы емкие сатирические образы у Салтыкова-Щедрина в его сказочных сатирах, да и в «Горе от ума» в грибоедовской афористичности сказались «русскость» и меткость великого баснописца.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образы животных в баснях Крылова . Литературные сочинения!

Образы животных в баснях Крылова