Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Основные направления зарубежного литературоведения

XIX век оказался чрезвычайно плодотворным для развития европейской теории литературы. В это время интенсивно развиваются междунациональные связи, распространяется культурный обмен, формируется несколько научных направлений и школ, деятельность которых находит своих сторонников и на протяжении XX века. Мифологическая школа. Основателями ее были немецкие фольклористы Якоб Гримм (1785-1863 гг.) и Вильгельм Гримм (1786-1859 гг.). Самое полное учение немецких филологов отображено в книге Я. Гримма «Немецкая мифология» (в 1835 г.). Исходя из философских взглядов Шеллинга, братья Гримм считали, что в основе литературных произведений лежат мифы, которые являются обобщением представлений людей о окружающем мире.

Рядом с людьми существует еще немало других существ - ведьм, русалок, домовых, фавнов, и тому подобное. Этот факт братья Гримм значительно преувеличивали, видя в этом единственный источник для развития художественного воображения. В литературоведении XIX века существовали две теории происхождения мифов: солярная и метеорологическая. Первую разработал английский ученый М. Мюллер, который считал исходным моментом в создании мифов поклонение солнцу, месяцу и звездам. В соответствии со второй теорией, автором которой был немецкий филолог А. Кун, мифы возникли в результате поклонения стихийным силам природы: ветру, грозе, молнии. Мифология зародилась как результат естественного стремления человека объяснить окружающий мир, прежде всего объективными природными явлениями. Однако условия жизни первобытных обитателей планеты были в отдельных регионах вовсе не похожими. Люди постоянно сталкивались не только с общими природными явлениями, такими как свет и темнота, день и ночь, солнце и месяц, и тому подобное, но и местными, присущими только данной климатической зоне: на севере - со снегом и льдом, в пустыне - с песками, в море - с приливами и отливами. Именно из этого, по мнению мифологов, зарождаются национальные отличия народов, которые обнаруживают себя во взглядах на мир. Все это давало возможность достаточно точно обнаруживать черты ментальности каждого народа на ранних этапах его исторического развития.

Произведения древней литературы и устное народное творчество становятся ведущим объектом научной заинтересованности ученых, которая разделяла идеи братьев Гримм. Их последователями были А. Кун, В. Шварц (Германия), М. Мюллер (Англия), М. Бреаль (Франция), О. Афанасьев и Ф. Буслаев (Россия). В России влияния мифологической школы испытало творчество членов кружка харьковских романтиков. Это оказалось, в частности, в трудах М. Костомарова «Об историческом значении русской народной поэзии» (в 1843 г.), «Славянская мифология» (в 1847 г.). Отдельные идеи мифологической школы успешно применял известный украинский ученый О. Потебня («О мифологическом значении некоторых обычаев и поверья», в 1865 г.). Позже вышел труд М. Сумцова «Хлеб в обычаях и песнях» (1885 г.). В XX веке мифологическая теория находит свой дальнейшее развитие в трудах швейцарского ученого Карла Густава Юнга который считал, что в человеческой психике априори без участия внешней среды возникают первообразы, или архетипы, которые влияют на формирование эстетичных взглядов человека. Художественный процесс - это материализация архетипов, наполнения их, конкретным содержанием.

Биографический метод. Зарождение этого метода связано с деятельностью французского литературоведа Шарля-Огюстена Сент-Бева (1804-1869 гг.), который утверждал, что в каждом литературном произведении обязательно имеет отражение авторская личность. Эта личность является своеобразным эпицентром, сквозь который переламываются основные проблемы суток. Самым известным трудом Сент-Бева является «Литературно-критические портреты» (1836-1839 гг.), который репрезентуют фигуры почти всех известных французских писателей за несколько веков. Литературовед в этом труде предоставлял большое значение как фигуре реального исторического лица, так и фактам его интимной жизни, физиологичной склонности характера, воспитанию, кругу читательских интересов. Последователями Сент-Бева были г. Брандес (Дания), Г. де Гурмон (Франция), Ю. Айхенвальд (Россия). В отечественном литературоведении биографический метод использовали М. Чалый, О. Огоновский, М. Петров, И. Франко, С. Балей, И. Дорошенко, В. Смилянска. Значительные заслуги в разработке биографического метода принадлежат А. Моруа, чей теоретический труд «Аспекты биографии» являются одними из самых весомых в XX веке. Иногда в современном литературоведении биографический метод отождествляют с подходами к написанию автобиографических и биографических произведений, где жизненный и творческий путь писателя является предметом автономного художественного исследования («Очарованная Десна» О. Довженко, «Сын воли» В. Шевчука, «Мария» О. Иваненко). Такие подходы являются неправомерными, поскольку в последнем случае идет речь о полностью самостоятельном направлении художественной литературы.

Культурно-историческая школа. Родоначальником этого направления был Ипполит Тен (1828-1893 гг.) - французский искусствовед, историк. Главные его труды «История английской литературы» (1863-1865 гг.) и «Философия искусства» (1865-1869 гг.) написаны на основе позитивистского подхода к осмыслению явлений литературы. Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798-1857 гг.), который объявил всю предыдущую философию несовершенной. Человечество, по его мнению, должно ставить перед собой лишь такие проблемы, решение которых имеет безусловный характер. От искусства он требовал верности факту. Позитивизм синтезировал научные знания в разных отраслях на принципах социологии. Свою деятельность И. Тен направил на поиски общего знаменателя для объяснения явлений литературы, которые до сих пор казались зависимыми от случайностей и субъективных взглядов писателей. Этот общий знаменатель французский ученый стремился найти в других отраслях науки. Да, воспользовавшись трудом Ч. Дарвина «О происхождении видов», И. Тен внес в литературоведение метод аналогий, закон причинности и идею закономерного развития определенных явлений. Он требовал от литературоведов объективности и точности выводов: нужно понять природу творчества, а не устраивать суд над писателем. Функция исследователя будет исчерпанной только тогда, когда он определит причины, что вызывали определенные факты, отраженные в художественном произведении. Литературовед должен избегать как позитивной, так и негативной оценки изложенного материала.

 Позитивным моментом культурно-исторической школы И. Тена является тот факт, что искусство здесь рассматривается в прямой зависимости от общества. Изменение общественных отношений вызывает определенные изменения в художественном творчестве. Однако есть постоянные черты, которые изменяются достаточно медленно. И. Тен называет их расовыми. Это - национальные особенности, ментальность нации. Последователями И. Тена были Ф. Брюнетьер, Г. Лансон (Франция), В. Шерер, Г. Гетнер (Германия), Ф. де Санктис (Италия), О. Пипин, М. Тихонравов (Россия). Одним из первых главные принципы культурно-исторической школы на нашей почве применил М. Костомаров («Обзор сочинений писанных на малороссийском языке», в 1843 г.). В XX веке методологию культурно-исторической школы активно развивали В. Л. Паррингтон (США), Р. Менендес Пидаль (Франция), П. Сакулин (РОССИЯ).

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Основные направления зарубежного литературоведения . Литературные сочинения!

Основные направления зарубежного литературоведения