Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Отображение трагедии личности, семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием»

Настоящая фамилия Ахматовой - Горенко. Русская поэтесса. Поэзия Ахматовой ориентирована на лучшие классические образцы и традиции русской литературы. Творческий путь Ахматовой связан с эстетичным открытием акмеизма, хотя в дальнейшем она избирает самостоятельную поэтическую дорогу. К ее лирике прикладывают мерку «женской поэзии», ведь она пишет о любви, разлуке, боли потерь, о переживании женской души, но поэзия ее более широкая - здесь звучит сама эпоха с ее болями и тревогами. Лирические сборники «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) - представляют собой образцы утонченной лирики. Жизненный путь Анны Ахматовой был нелегким, она пережила смерть мужа, несколько арестов сына, ее обожгли нелегкие испытания отчуждения и забвение. Поэма «Реквием» (1940-1961) начала писаться под стенами тюрьмы, куда поэтесса приходила к сыну, где она встречала тысячи таких же, как она.

Это произведение стало всенародным памятником эпохи сталинского террора. Для многих Ахматова оставалась автором любовных стихов, волшебных, глубоких, но далеких от тревог и ужасов современной жизни. Далеко не все знали о том, какая огромная работа идет в душе поэта, какие гневные и горькие строки сохраняются, прячутся в ее памяти. Поколение Ахматовой было надломлено Октябрьской революцией, выбито из колеи, лишеное сопротивления - прежде всего духовного, морального. Генрих Гейне говорил, что все трещины мира проходят через сердце поэта. Трагедию своих современников Ахматова ощутила и передрекла:

Все украдено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?

Последняя строка еще хранит какую-то надежду на изменения в жизни - надежду, которая, к сожалению, так и не оправдалась. Ахматова всегда ощущала себя частью поколения, эпохи, поэтому по праву могла сказать:

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,
Я - отраженье вашего лица…

Именно страдающий голос многих тысяч людей прозвучал в «Реквиеме», написанном в 1930-е года. В то время сына Ахматовой, Льва Николаевича Гумилева, молодого талантливого ученого, несколько раз арестовывали. И вместе с другими женщинами поэт Анна Ахматова стояла в длинных тюремных очередях, с ужасом и надеждой вглядываясь в окошко, где равнодушный надзиратель скучным казенным голосом сообщал ей убогие сведения о сыне. На первый взгляд кажется, что «Реквием» состоит из разрозненных стихов. Л. К. Чуковская, которая потеряла в то время мужа, вспоминала, как Ахматова молча писала на клочках бумаги строки стихов, давала прочитать, а потом так же молча сжигала лист. Она, как и все, боялась слежки, доносов.

Ее вынужденная немота была рождена не только непризнанием, но и страхом, который роднил Ахматову, интеллигентную женщину, поэта, с любой малограмотной раскулаченной крестьянкой. Вся поэма пронизана мучительной логикой ожидания - ареста, приговора, ожидание сына из тюрьмы. Что делает обычный человек, когда жизнь невыносима, но и умереть невозможно? Старается прийти в забвение - в молитве, в работе, в мелких бытовых заботах. Что делает поэт? Старается перелить свое страдание в стихе. И не только свое. Ахматова пишет в предисловии о женщине, которая случайно узнала ее в тюремной очереди. Она спросила: «А это Вы можете описать?». И Ахматова ответила: «Могу». Подобно моцартовскому «Реквиему», написанному на заказ, Ахматова тоже получила заказ - описать всех тех, кто уже погиб в тюрьмах и лагерях, и тех, кто еще должен погибнуть. Поэтому, горюя о судьбе своего ребенка, она вспоминает о Богородице и ее сыне, распятом за всех людей. Ведь сюжет поэмы - это, в сущности, путь Матери вместе с Сыном (Ахматовой хотелось бы - вместо сына!) его крестный путь. Ахматова пишет о безмерности материнского страдания:

Магдалина билась и рыдала…
А туда, где молча
Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Поэт будто поднимается над отдельной судьбой и пишет о судьбах всей страны, всего мира, и в то же время Ахматова конкретно описывает свое время и свой город:

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию советов.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград…
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Женщина, которая страдает, хочет, наверное, забыть о своей боли. Но великий поэт, невольный летописец эпохи, понимает, что забыть - нельзя. Забыть - значит предать. Так как сотни тысяч невинно убитых будут жить лишь в памяти жен и матерей. Тема забвения и памяти перекликается в «Эпилоге» поэмы с темой памятника самому поэту (об этом когда-то писали Державин и Пушкин). Давая согласие оду на памятник в «этой стране», Ахматова просит не ставить его ни возле моря, где прошло ее детство, ни в Царском Селе, городе муз и поэзии. Нет, памятник должен стоять возле тюремной стены. Это должен быть памятник не только Поэту, но и Матерям, которые оплакивают своих и чужих детей:
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег… ,
И голубь тюремный пусть гулит,
И тихо идут по Неве корабли.

Здесь голубь - как символ посмертного бытия, успокоения. И величественная картина Невы напоминает о лучшем в мире городе, построенном на человеческих костях. И этот город вечный, как вечные слезы матерей, которые теряют своих детей. А значит, всегда будет звучать по ним реквием - «Реквием» Анны Ахматовой, - как протест всех матерей против мировой несправедливости.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Отображение трагедии личности, семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» . Литературные сочинения!

Отображение трагедии личности, семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием»