Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Отражение народного сознания в творчестве Н. А. Некрасова

Произведения Некрасова являются памятником целой полосы русской общественной жизни. В своем творчестве поэт все время обращается к злободневным проблемам пореформенной России, осуждает рабство и угнетение, воспевает свободолюбивый, сильный духом русский народ. Больше всего его заботили проблемы крестьянства, так как в деревне он видел подлинную силу, способную возродить и обновить современную ему социальную действительность. Но в то же время поэт не мог не сказать об отрицательных сторовГах русского крестьянства: пассивности, непросвещенности, безмерном смирении. Рисуя многочисленные образы крестьян, Некрасов изображает различные характеры, разделя1-ет их на два лагеря: рабов и борцов.

В стихотворении «Песня Еремушке» поэт говорит, что крестьяне с детства воспитывались в духе рабского смирения. Уже в песне няни ребенок слышит такие слова: Ниже тоненькой былиночки Надо голову влачить, Чтоб на свете сиротиночке Безбедно век прожить. Рабская психология, привитая крестьянам с детства, определяет их дальнейшее мировоззрение. В стихотворении «Железная дорога» Некрасов показывает, что даже тяжелый труд и нищета не могут сломить покорность крестьян.

Строители железной дороги рассказывают: Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда, Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда! Поэт завершает стихотворение безобразной сценой, которая очень убедительно доказывает холопскую психологию строителей железной дороги. Выпряг народ лошадей — и купчину С криком ура! по дороге помчал. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» вновь идет разговор о рабском труде и рабской психологии крестьянства. Поэт изображает крестьян, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением.

В главе «Счастливые» автор рассказывает о дворовом человеке, который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Пе-реметьева. Он гордится тем, что тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Не менее выразительным является образ холопа князя Утятина. Игнат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля». А и князей Утятиных Холоп — и весь тут сказ!

С детства до самой старости барин как мог издевался над Игнатом. Все это лакей принимал как должное: Меня, раба последнего, Зимою в проруби! Да как чудно! Две проруби: В одну опустит в неводе, В другую мигом вытянет — И водки поднесет. Покорный раб показан также в образе «холопа примерного — Якова верного».

Несмотря на жестокое обращение, верный раб до самой старости берег, ублажал своего господина. Помещик особенно сильно обидел своего слугу, отдал его племянника в рекруты, Яков «задурил»: «вмертвую запил», а потом повесился на сосне над головой барина. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над холопами, но даже им присуща вера в доброго барина.

Об этом Некрасов пишет в стихотворении «Забытая деревня»: «Вот приедет барин!» — повторяют хором крестьяне. Такой же точки зрения придерживались ходоки, описанные в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Сам поэт не верит, что добрый господин может избавить крестьян от страданий.

Некрасов убежден, что лишь сами крестьяне могут и должны бороться за свое счастье. Поэт спрашивает русский народ: Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил… Осуждая покорность, Некрасов симпатизирует крестьянам-борцам, чьи образы он раскрывает в поэме «Кому на Руси жить хорошо». В страшной нищете живет Яким Нагой Из деревни Босово.

Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя. Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле… Яким понимает, что большая часть его труда присваивается «дольщиками», которые не трудятся, и живут на труды таких же, как он, крестьян: Работаешь один, А чуть работа кончена, Глядь, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!

Но даже понимая безысходность своей жизни, Яким Нагой не черствеет душой, он любит и понимает красоту. Яким украшает свою избу картинками, употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким — крестьянин нового типа. Он уже побывал сочинение с оллсоч © 2005 в отхожем промысле и понял, к сожалению для себя, что тяготы жизни не всегда приводят крестьян к борьбе, а в большинстве случаев заглушаются вином: У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождем, А все вином кончается.

Сочувствует поэт и Ермиле Гирину. Он сельский староста, умный и честный человек, пользующийся любовью и уважением крестьян. А они, в свою очередь, в трудную минуту помогают Ермилу сохранить мельницу.

Вот, оказывается, несмотря на свою забитость, крестьяне способны объединиться для хорошего дела и действовать всем миром. Ермил же, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда «бунтовщиков вотчины помещика Обрубкова» должны были наказать. Ермил Гирин выступил как защитник крестьянских интересов и потому с полным правом мог сказать о себе: «Клейменый, да не раб!» В поэме он показан как потенциальный борец с несправедливостью: …

наши топоры Лежали — до поры! О пассивных крестьянах Гирин говорит презрительно, называя их «погибели-пропащие». Другого героя этой поэмы, Савелия, Некрасов называет богатырем святорусским, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляя его с народным героем Иваном Сусаниным.

Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе. Савелий не случайно изображен в одной главе с Матреной Тимофеевной, ибо это и есть два богатырских русских характера. Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось исполнять рабский труд, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Тяжело переживает она смерть сына Демушки, преследования господского управляющего, голодный год, нищенство.

Но в трудные минуты жизни она проявляла настойчивость и твердость. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. В последней главе «Бабья притча» крестьянка рассказывает об общей женской доле: Ключи от счастья женского, От нашей ^вольной волюшки Заброшен^.!

, потеряны У бога самого. Эти слова перекликаются со строчками из стихотворения «В полном разгаре страда деревенская»: Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. В жизни женщины мало радостей, она должна работать и в поле, и дома, ей некогда думать о себе.

В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной» Некрасов рассказывает о типичной судьбе русских женщин. По воле отца героиня стихотворения вышла замуж и теперь должна терпеть обиды и издевательства: Муж тебе выпал не добрый на долю: С бешеным нравом, с тяжелой рукой… Несмотря на такие унижения, она сохранила чувство собственного достоинства и «ушла на волю». Но свободная жизнь, омраченная смертью сына, тоже не принесла ей счастья.

Еще тяжелее сложилась судьба крепостной крестьянки Груши, о чем поэт пишет в стихотворении «В дороге». Груша воспитывалась вместе с помещичьей дочерью и получила образование, в крестьянскую девушку влюбился учитель и сватался к ней. Но по прихоти барина Груша была возвращена в село и отдана замуж за крепостного. В деревне девушка совсем зачахла.

Некрасов рисует различные судьбы крестьян. Поэт утверждает, что счастье крестьян еще впереди и за него надо бороться. Русский народ должен изжить в себе покорность, веру в доброго господина. Некрасов отмечает, что среди крестьян уже есть люди, способные к сознательному протесту, и поэт верит, что: …русскому народу Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Отражение народного сознания в творчестве Н. А. Некрасова . Литературные сочинения!

Отражение народного сознания в творчестве Н. А. Некрасова