Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Ознакомление со сценическим воплощением драматургии

Слава старшего из братьев Тобилевичей - Ивана Карповича Карпенка Карого (1845-1907) - главным образом основывается на его деятельности как драматурга, хотя он был и выдающимся актером. В сценической передаче наилучшими у него выходили типы зажиточных крестьян - “хазяинов”, той новой крестьянской буржуазии, что он изображал в своих пьесах. Игра Карпенка Карого была чрезвычайно тонкой. Он давал внутренний рисунок психологии человека, был актером вдумчивым и чувствительным.

 Младший брат Карпенка Карого - Николай Карпович Садовский (1856-1933) - выполнял героические роли. Это был актер большого темперамента, часто своей вдохновенной игрой создавал настоящие сценические шедевры. Известное с блеском выполнение им роли городничего в пьесе “Ревизор” М.В. Гоголя.

Третий из братьев Тобилевичей - Афанасий Карпович Саксаганский (1859-1940) - за сценическим амплуа был преимущественно комиком, но чрезвычайно тонким. В его игре комизм образа оказывался не внешний, а внутренний, психологический. Прославился он ролью Голохвастова из пьесы “За двумя зайцами” Михаила Старицкого.

Мария Константиновна Заньковецкая - настоящая ее фамилия Адасова (1860-1934) - в сильных драматических ролях захватывала зрителя силой своего темперамента, глубиной и искренностью сценических переживаний. Она из первых же шагов в роли приковывала к себе внимание зала и не выпускала ее ни на минуту к последнему спуску занавеса, оставляя надолго   в душе растроганного и взволнованного зрителя.

В комических ролях ее живость и естественное веселье зажигало даже самого вялого и равнодушный ко всему человека. Прославилась актриса особенно ролями Гали из пьесы Т. Шевченко “Назар Стодоля”, Елены из пьесы Карпенка Карого “Глитай, или же Паук”.

Приближают учеников к сценическому воплощению произведений драматургии такие методические приемы, как чтение в лицах, инсценировка. Однако для качественного их использования необходимо прежде всего воспитание квалифицированного читателя, детальная работа над правильным, сознательным, выразительным чтением драматургического текста, вдумчивый его анализ.

О. Бандура, Н. Волошина, Е. Пасечник и другие методисты утверждают, что во время идейно-художественного анализа произведения необходимо сохранить непосредственное читательское восприятие, не разрушать, а усиливать его. Образ  и чувство, которые возникли во время чтения произведения, побуждают учеников к раздумьям, помогают сделать понятийные обобщения. Качество анализа литературного текста зависит от активности умственной деятельности учеников, тогда формируются собственные суждения и возникают убеждения.

Итак, важным есть анализ произведения через его чтение, которое ведет к развитию образного мышления учеников. Исследователь В. Халин подчеркивает одну со специфических черт художественной литературы как искусства слова. “Характерной особенностью художественного произведения есть его глубокая смысловая наполненность, обогащение слова в контексте целого. Литературное произведение есть определенной художественной целостью, подчиненной, выражению того содержания, которое называют вторым планом, подтекстом, который и является целью художественной речи автора”.

Отрывок из пьесы для чтения и инсценировки должен быть небольшим, и работа над ним должна сопровождаться определенной задачей. Так, во время чтения и инсценировки отрывка из пьесы И. Котляревского “Наталка Полтавка” (явление 10, действие второе) должны проявляться “внутреннее” действие, внутренние нерешительности, переживание героини, так как же они ведут героиню к единственно правильному решению - ни за что не соглашаться на бракосочетание с немилым:

Наталка (выходя поспешно). Что ты хотел сказать мне, Николай? Говори быстрее, так как за мной сейчас придут.

Николай. Ничего. Я хотел спросить тебя, или ты в самом деле сосватана за возного?

Наталка (печально). Сосватанная… Что же делать, нельзя больше сопротивляться матери. Я и так сколько отказывалась и всякий раз убивала ее своим отказом.

Николай. Ну, что же? Возний - не взял его враг -         завидный жених. Не бось, полюбится, а может, и полюбился уже?

Наталка (с упреком). Николай, Николай! Не грех тебе теперь надо мной смеяться! Можно ли мне полюбить возного или кого второго, когда я люблю одного Петра… (заплакала). Что ты мне вспомнил! Ты раздираешь мое сердце… (Помолчав, указывает на реку). Видишь Ворсклу?.. Или там, или ни с кем.

Итак, повышение уровня преподавания литературы в 9-11 классах нуждается в ознакомлении учеников со сценическим воплощением зарубежной и украинской драматургии, которая повысит интерес к ее изучению, углубит понимание изучаемого материала, будет оказывать содействие дальнейшему развитию образного мышления, общему развитию школьников.

Литература

1.         Бобыль О.В. Мария Заньковецька в кругу деятелей русской культуры. - К.: Знание, 1984. - 32 с

2.         Ванина И. Украинская шекспириана. - К.: Искусство, 1964.- 230 с.

3.         Дурилин С.М. Творческое единство. Из истории украинско-российских театральных связей изобразительного искусства и музыкальной литературы, 1957. - 172 с

4.         Кисель О. Украинский театр. - Киев: Искусство, 1968.258с.

5.         Лаврусевич Н. Психологопедагогичные условия восприятия новеллистики старшеклассниками // Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2005. - № 1. - С 11-16.

6.         Корниенко Н.Г. Лесь Курбас: Репетиция будущего. -   Киев: Факт, 1998. - 469 с

7.         Тобилевич София. Корифеи украинского театра. - К.: Искусство.1947. - 113 с.

8.         Халин В. Особенности художественного восприятия литературы по сравнению с восприятием других видов искусства // Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2005. - №1. - С 8-11.

9.         Юрский Сергей, Кто держит паузу. - М.: Искусство.

-        1989. - 318 с.

О. А. Гордиенко, кандидат педагогических наук Житомирский государственный университет имени Ивана Франко

 

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Ознакомление со сценическим воплощением драматургии . Литературные сочинения!

Ознакомление со сценическим воплощением драматургии