Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

ПЕРЕХОД ОТ РОМАНТИЗМА К БИДЕРМЕЙЕРУ КАК ПРОБЛЕМА НОВЕЛЛИСТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ: ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ - часть 8

2. Новелла, предполагающая, наряду с эпическим повествователем, наличие рассказчика, по типу сознания с ним не совпадающего. Его присутствие уничтожает как монополию автора, так и монологизм самого рассказчика, поскольку предполагает наличие разных моделей событий, одинаково претендующих на истинность. Это хорошо видно и в “Белокуром Экберте”, и в“Маркизе д’О.”, и в “Майорате”. На этом этапе новелла приобретает ряд структурных особенностей: сюжетное “зияние”, наличие “загадки”, “тайны”, композиционная “инверсия”.

3. Новелла с “плюралистическим” сознанием, предполагающая либо ряд “версий” происходящего, либо дополняющие друг друга рассказы. Так построены многие новеллы Клейста, “Мадемуазельде Скюдери” Гофмана, новеллы Брентано, Арнима. Но разрыва с предшествующим этапом не происходит — напротив, налицо развитие заложенных в нем возможностей: реплики диалога расширяются до отдельного монолога, последний превращается во внутренний рассказ (рассказы), повествователь отделяется от автора, появляется второй (третий, четвертый) рассказчики проч.

Этот этап в развитии новеллы немецких романтиков открывал две перспективы. Одна из них — самоотрицание субъекта повествования, подчинение его некоей вне - и сверхличной правде. Так поступают и Клейст в “Локарнской нищенке”, “Поединке”, “Св. Цецилии”, и Арним в “Одержимом инвалиде”, и Брентано. Но была и другая возможность — если “версии” событий подчиняло себе эпическое сознание. В этом случае картина действительности становилась не только богаче, но и объективнее, так как версии соотносились с достоверностью. Эта возможность намечена, в частности, у Гофмана в “Мадемуазель де Скюдери”.

В новелле романтиков уже присутствовали те структурные элементы, которые в дальнейшем перейдут, как это показывает опыт Гауфа, и в реалистическое повествование.

В целом, имея в виду и эволюцию стиля, можно говорить, что немецкая романтическая новелла развивается от утверждения монологического сознания через его кризис к отказу от повествовательного монологизма в разных его формах и к утверждению объективного сознания.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК*

1. Маркс К. Энгельс Ф. Об искусстве // Соч.: В 2 т, М.: Искусство, 1983.Т. 1. 605 с.; Т. 2. 704 с.

2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975. 504 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

4. Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Гослитиздат, 1948.Т. 1. 798 с.; Т. 2. 931 с.; Т. 3. 927 с.

5. Бент М. И. Романтизм в Германии — 200 лет спустя // Вопр. лит. 1983. № 12. С. 243 — 253.

6. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л.: Худ. лит., 1973, 568 с.

7. Ботников А. Б. О жанровой специфике немецкой романтической сказки // Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVIII — XX веков. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1982. С. 3 — 14.

8. Вальцель О. Художественная форма в произведениях Гете - и немецкихромантиков //Проблемы литературной формы. Сб. статей. Л.: Academia, 1928.С. 70 — 104.

9. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. 404 с.

10. Веселовский А. Н. Избранные статьи. Л.: Гослитиздат, 1939. XXIV.572 с.

11. Виноградов И. О теории новеллы // Виноградов И. Вопросы марксистской поэтики. Избранные работы. М.: Сов. писатель, 1972. С. 240 — 311.

12. Волгина Е. И. Эпические произведения Гете 1790-х годов / Куйбыш. гос. пед. институт им. В. В. Куйбышева. Куйбышев, 1981. 80 с.

13. Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. М.: Наука, 1978. 288 с.

14. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1968 — 1973. Т. 1. XVI,312 с.; Т. 2. 326 с.; Т. 3. 621 с.; Т. 4. 676 с.

15. Гейне Г. Собрание сочинений: В 10 т. М.: ГИХЛ, 1957 — 1959. Т. 6.469 с. Т. 9. 747 с.

16. Гете И. В. Собрание сочинений: В 10 т. М.: Худ. лит., 1978. Т. 6.480 с.

17. Гёте. Собрание сочинений: В 13 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1934. Т. 4. 632 с.

18. Гинзбург Л. О лирике. М.; Л.: Сов. писатель, 1964, 382 с.

19. Гофман Э. Т. А. Избранные произведения: В 3 т. М.: Худ. лит., 1962.Т. 1. 590 с.; Т. 2. 519 с.; Т. 3. 519 с.

20. Дмитриев А. С. Проблемы иенского романтизма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 264 с.

* Настоящий список включает цитированную литературу и основные теоретические источники по теме монографии.

21. Жирмунский В. Религиозное отречение в истории романтизма. Материалы для характеристики Клеменса Брентано и гейдельбергских романтиков. М.: Изд-во Сахарова, 1919. 204 с.

22. Избранная проза немецких романтиков: В 2 т. М.: Худ. лит., 1979.Т. 2. 430 с.

23. История немецкой литературы: В 7 т. М.: Наука, 1966. Т. 3. 586 с.

24. Карельский А. В. Повесть романтической души // Deutche romantische Novellen. M.: Progress, 1977. С. 5 — 39.

25. Клейст Г. фон. Драмы. Новеллы. М.: Худ. лит., 1969. 624 с.

26. Кожинов В. Происхождение романа. М.: Сов. писатель, 1963. 439 с.

27. Корман Б. О. Лирика Н. А. Некрасова, 2-е изд., перераб. и доп. Ижевск: Удмуртия, 1978. 299 с.

28. Корман Б. О. Литературоведческие термины по проблеме автора / Удм. гос. ун-т им. 50-летия СССР. Ижевск, 1982. 20 с.

29. Лейтес Н. С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени: Учебное пособие по спецкурсу / Пермский гос. ун-т им. А. М. Горького. Пермь, 1980. 91 с.

30. Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Изд-во писателей,1934. 335 с.

31. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Собр. текстов, вст. статья и общ. ред. проф. А. С. Дмитриева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 640 с.

32. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.

33. Михайлов А. В. Новелла //Краткая Литературная Энциклопедия: В 8 т. М.: Сов. Энциклопедия, 1968. Т. 5. С. 306 — 307.

34. Михайлов А. В. Проблема стиля и этапы развития литературы нового времени // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М.: Наука, 1982. С. 343 — 376.

35. Немецкая романтическая новелла первой четверти XIX века: Методические указания по спецкурсу / Сост. В. Д. Демченко / Днепропетровский гос. ун-т. Днепропетровск, 1975. 60 с.

36. Немецкая романтическая повесть: В 2 т. М.; Л.: Academia, 1935. Т. 2.477 с.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » ПЕРЕХОД ОТ РОМАНТИЗМА К БИДЕРМЕЙЕРУ КАК ПРОБЛЕМА НОВЕЛЛИСТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ: ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ - часть 8 . Литературные сочинения!

ПЕРЕХОД ОТ РОМАНТИЗМА К БИДЕРМЕЙЕРУ КАК ПРОБЛЕМА НОВЕЛЛИСТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ: ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ - часть 8