Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Первый бал Наташи Ростовой (анализ эпизода)

Толстой любит Наташу Ростову, поскольку в ней клю­чом бьет жизнь. Это не «положительная героиня», а живая девушка, способная как на взлеты, так и на паде­ния. Повествование о полном перипетий превращении девочки в женщину разворачивается на протяжении всего романа, и рассказ о первом бале играет в этом повествовании не последнюю роль. Он раскрывает нам девушку на пороге ожидания, трепещущую в опасении и одновременно в предвкушении будущего. Мы не узна­ем ничего особо нового о натуре героини, так как зада­ча автора в данном эпизоде иная — зафиксировать все самое характерное и лучшее, что есть в Наташе. Перед балом Наташа «не имела ни минуты свободы», поскольку в первую очередь заботилась о нарядах мате­ри и Сони. То, что ей самой предстоит, она осознает только на лестнице дома вельможи.

Как прилежная уче­ница, девушка старается принять «подобающий» вид, то есть надеть светскую маску, но натура побеждает, и На-ташина непосредственность, естественность (любимая черта Толстого в героине) не дают ей быть похожей на остальных. Сама Наташа, глядя в зеркало, в волнении не может отличить себя от окружающих, но автор под­черкивает ее неординарность, сравнивая с той же Со­ней: «Две девочки в белых платьях, с одинаковыми ро­зами в черных волосах, одинаково присели, но неволь­но хозяйка остановила allsoch. ru 2001-2005 свой взгляд на тоненькой Ната­ше». Любимый толстовский прием антитезы: одинако­вы, а выделяется Ростова. Первый танец — Наташу не пригласили, и она замер­ла в напряжении, а на лице, как всегда, отражаются все переживания: «…глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе».

Прелесть этой девушки в том, что она не может, да и не хочет, скрывать своих чувств. Ее открытость поражает князя Андрея: он давно, а может быть и ни­когда, не встречал в свете такую естественную, лишен­ную фальши натуру. Опять прием антитезы: в сравне­нии с Элен Наташа внешне проигрывает, но «на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользив­ших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо». «Детскость», то есть необычайная непосред­ственность героини, подчеркивается автором: лицо Наташи освещает счастливая детская улыбка, когда Бол­конский приглашает ее на тур вальса. Для Толстого улыб­ка (и глаза) — то, что сразу определяет суть человека.

Свет, сияние жизни преображает не только саму На­ташу, но и окружающих. «Князь Андрей… выбрал Ната­шу, потому что на нее указал ему Пьер… но едва он обнял этот топкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близ­ко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…» Тонко чувствующий людей князь Болконский выделил главное: девушка не имеет «общего светского отпечатка».

Для Толстого это — важнейшая характеристика. Вообще, этот эпизод, как мне кажется, — высшая точ­ка расцвета не замутненного никаким сомнением миро­ощущения героини, больше никогда она не будет чув­ствовать себя такой открытой миру, такой неколебимо уверенной в неизбежности счастья. Позже придут ра­зочарования, ошибки, горе, поиск себя, но сейчас — «она была на той высшей ступени счастия, когда человек де­лается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия, горя».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Первый бал Наташи Ростовой (анализ эпизода) . Литературные сочинения!

Первый бал Наташи Ростовой (анализ эпизода)