Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Петербург Достоевского (по роману Преступление и наказание)

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит… А. Пушкин Нет ничего лучше Невского проспекта, копирование запрещено © 2005 по крайней мере в Петербурге; для пего он составляет всё. Чем не блестит эта улица красавица пашей столицы! Н. Гоголь Образ Петербурга занимает видное место в творче­стве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат, символе Петровской эпохи писал А. Пушкин («Медный всадник»), Н. Гоголь («Невский проспект»), А. Белый («Петербург»), А. Блок, А. Ахматова, О. Мандельштам. В своем подходе к изоб­ражению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову. В романе «Преступление и наказание» мы встреча­емся не с парадной стороной этого прекрасного горо­да, а с черными лестницами, облитыми помоями, дво­рами-колодцами, напоминающими душегубку, — город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония.

Это город, в котором невозможно быть здоровым, бод­рым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, соучастник бредовых идей и теорий. Он — свидетель кошмарных снов и человеческих трагедий. Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат, но также обращает наше внимание на запахи и симво­лические цвета. Так, желтый цвет у него — символ болезни, нищеты, убожества жизни.

Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоян­ного пьянства лицо Мармеладова, желтая «похожая на шкаф или на сундук» каморка Раскольникова, дома ок­рашены в желто-серый цвет, Соня Мармеладова пошла «по желтому билету», женщина — самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, «ме­бель желтого отполированного дерева» в кабинете Пор-фирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу суще­ствования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий. Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет «фамильного» мармеладовского платка.

Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладатель­ниц, и искупительную силу этих страданий. Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я страдала…» Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на го­лову этот платок. Она готова принять на себя страда­ние и искупить этим вину Раскольникова.

В эпилоге, в сцене возрождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болез­ни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения «превозмогает» желтый цвет больного Петербурга. На их больных лицах засия­ла «заря обновленного будущего», они готовы воспри­нимать новую жизнь. Итак, образ Петербурга в романе Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание» глубоко символичен.

Он является, с одной стороны, социальным фоном, на ко­тором разворачиваются события произведения, с дру­гой — сам выступает действующим лицом, соучастником страшного преступления Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Петербург Достоевского (по роману Преступление и наказание) . Литературные сочинения!

Петербург Достоевского (по роману Преступление и наказание)