Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Протест Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза»

А. Н.Островского, автора многочисленных пьес о ку­печестве, создателя репертуара для русского националь­ного театра, по праву считают «певцом купеческого быта». И сидит он у входа в Малый театр, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о про­шлом, о темном, смешном и страшном мире своих мно­гочисленных героев: Глумовых, Болыповых, Подхалю-зиных, Диких и Кабаних. Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного «темным царством», стало главной темой творчества Островского. Не исключение и драма «Гроза».

Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль «тем­ного царства» («Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было»), она признается в своем поступке все­народно, в церкви. После этого признания жизнь ее все права защищены 2001-2005 ста­новится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.

Образ Катерины является самым ярким в пьесе Ост­ровского «Гроза». Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее «лучом света в темном цар­стве». Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме.

Здесь она чувствовала себя «на воле». Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о сво­ей жизни в родном доме, она говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».

Катерина отличается от всех представителей «темного царства» глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, сме­лостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей се­мье, она сохранила все прекрасные черты русского ха­рактера. Это чистая, искренняя, горячая натура с откры­той душой, которая не умеет обманывать. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держит­ся на обмане.

Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то «мудреной», «чудной». Катерина сильная, ре­шительная, волевая натура. Она с детства была способна па смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая всю свою горячую натуру, она говорит: <'такая уж я зародилась горячая!» Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни, поэтому речь ее эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная, проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народную песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые тра­диции своей семьи: покорность старшим, религиоз­ность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и бого­молок и воспринимала все их религиозные предрассуд­ки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие ее вос­принимать любовь к Борису как страшный грех, от ко­торого она пытается и не может уйти. Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суро­вой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не нахо­дит участливого отношения к себе. Мечтательная, чес­тная, искренняя, доброжелательная к людям, Катери­на особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосфе­ру этого дома. Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая посто­янно оскорбляет ее человеческое достоинство, стано­вится для нее невыносимой. В ее молодой душе начина­ет уже зарождаться глухой протест против «темного царства», которое не дало ей счастья, свободы и неза­висимости. Этот процесс углубляется... Катерина кон­чает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над «темным цар­ством». Добролюбов в своей статье, давая оценку обра­зу Катерины, писал: «Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот вы­сота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!» То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме про­изошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполнявшие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Протест Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза» . Литературные сочинения!

Протест Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза»