Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Раскрытие характера Печорина через композицию романа

Произведение «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» - одна из первых попыток создания в русской литературе психологического реалистического романа. Основная задача, которая стояла перед М. Ю. Лермонтовым при создании этого романа - описать образ своего современника, «каким он его понимает и… часто встречал». Человек этот мыслящий, талантливый, но он не может найти достойное применение своим «необъятным силам». Лермонтов не просто показывает героя, он объясняет и обосновывает его характер условиями той жизни, которую ведет Печорин. Для этого автор поднимает хронологию рассказа. Роман состоит из пяти частей, действие в которых происходит в разные времена, в разных местах. Изменяются действующие лица, изменяются персонажи, от лица которых ведется рассказ. С помощью этого творческого приема автору удается дать разностороннюю характеристику своему главному герою. В. Г. Белинский назвал такую композицию романа «пятью картинами, вставленными в одну раму».

Главы в романе расположены не в хронологическом порядке, а по внутренней логики, которой придерживается автор. Они должны были бы вытекать в таком порядке: «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист», «Белла», «Максим Максимович», «Предисловие к журналу». Стремясь раскрыть внутренний мир героя, автор отказывается от постепенного порядка изложения. Сюжет романа не соответствует хронологическому ходу событий. Повести расположены таким образом: «Белла», «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист». Такое построение романа разрешает постепенно знакомить читателя с героем, с его внутренним миром.

В «Белле» мы видим Печорина глазами Максима Максимовича, старого офицера. Это довольно поверхностное описание характера героя: «Красивый был мальчик… только чуточку странный. Ведь, например, в дождь, в холод целый день на охоте; все озябнут, устанут - а ему ничего. А вместе с тем сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; окошко стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один…»

В следующей главе, «Максим Максимович», мы узнаем, что Печорин не желает видеть своего давнего приятеля. Мотивы этого поступка героя кажутся нам совсем непонятными. Лермонтов, создавая психологический портрет Печорина, открывает над ним занавес таинственности. Потом в журнале, который был собственно дневником, Печорин объяснит много своих поступков и раскроет читателям душу, которая страдает от этих поступков не меньше, чем его жертвы. «Я иногда собой пренебрегаю… не от того ли я пренебрегаю и другими?.. Я смотрю на страдания и радость только относительно себя, как на поживу, которая поддерживает мои душевные силы… первое мое удовлетворение - подчинять моей воле все, что меня окружает». Печорин сознается, что в нем сосуществуют две человека: один делает поступки, другой их судит. Счастье для Печорина - это довольная гордость. Свои чувства герой всегда прячет под маской равнодушия. Лишнюю эмоциональность Печорин считает проявлением слабости, поэтому предпочитает казаться эгоистом и негодяем, чем лирическим и мечтательным глупцом, как Грушницкий. От такой манеры поведения он временами неприятен читателям. Герой задает себе вопрос: почему разрушается все, к чему он притронулся? Разрушен быт «мирных контрабандистов», убит Грушницкий, разбито сердца Веры и княжны Мэри, погибла Белла…

В «Княжне Мэри» мы встречаем человека, способного на самоанализ. Здесь Печорин уже характеризует себя сам, он объясняет, как сформировались у него моральные недостатки: «…такой была моя судьба с самого детства! Все читали на моем лице признаки плохих черт, которых не было; но их хотели видеть - и они родились… я стал скрытный… я стал злопамятный… я сделался завистливым… я научился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался моральным калекой…». В ночь перед дуэлью Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? для чего я родился?… А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение свыше, так как я чувствую в душе моей силы необъятные…» Это понимание своего назначения в жизни за несколько часов до возможной смерти является кульминацией не только повести «Княжна Мэри», но и всего романа «Герой нашего времени».

Вопреки всему, роман завершается оптимистически. Читатель узнает о смерти Печорина в середине романа и до конца произведения успевает избавиться от неприятных ощущений, связанных со смертью главного героя. В этом заслуга именно композиции романа.

Таким образом, нарушив хронологию событий, применив удачные композиционные средства, Лермонтов показал характер Печорина последовательно, воссоздал его душу, что было бы невозможно, если бы события излагались в историческом развитии, и именно такой подход разрешил автору более точно достичь своей цели - показать читателям образ современного Лермонтову человека, «героя его времени».

 

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Раскрытие характера Печорина через композицию романа . Литературные сочинения!

Раскрытие характера Печорина через композицию романа