Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Разработка интегрированного урока. «Ораторское искусство античного мира» - Часть 1

Ораторское искусство античного мира

Цель урока: Дать школьникам первые представления о зарождении и развитии ораторского искусства в античном обществе, показать его связи с развитием художественной литературы; познакомить с именами и творческой деятельностью выдающихся ораторов древней Греции и Рима, их взглядами на науку pi искусство красноречия, личность оратора; отметить воздействие красноречия на жизнь и деяния греков и римлян, а также провести некоторые связи с развитием риторики в последующие исторические эпохи, вплоть до современности (последняя цель реализуется весьма кратко). По мере возможностей, с учетом речевого развития и художественных способностей школьников, содействовать развитию их коммуникативных умений, ораторских качеств путем создания условий для произнесения публичных речей на литературные темы с использованием моделей, представленных в речах классиков античного ораторского искусства.

Средства обучения: Портреты ораторов Древней Греции и Рима (по выбору), иллюстрации на темы истории и культуры античного мира.

Средства активизации познавательной и речевой деятельНости учащихся: Прослушивание лекции учителя; структурно-стилистический и эмоционально-подтекстовый анализ фрагментов ораторских речей Демосфена и Горгия, а также фрагментов из трактата Цицерона; создание творческих речевых ситуаций, побуждающих школьников к ораторским выступлениям на литературную тему; выразительное чтение отрывков из ораторских речей и трактатов, доклады и сообщения об основных направлениях развития риторики в России и на Западе.

• Консультанты-специалисты и лекторы: Учитель литера

туры, учитель истории, специалист по риторике и стилисти

ке, руководитель семинара по красноречию.

^- Выбор методов и приемов работы на данном интегрированном уроке осуществляется в зависимости от уровня общекультурного развития школьников, а также уровня реализации взаимодействий уроков гуманитарного цикла в школе — литературы, истории, русского языка, риторики, эстетики и др. В зависимости от накопленных знаний урок можно провести в форме эвристической беседы, лекции учителя с элементами беседы и включением самостоятельных работ по анализу текстов речей ораторов, докладов и сообщений. Возможны и элементы театрализации — «заседания жюри», диалоги об ораторах, выступления с контрдоводами и т. д. по выбору учителя и школьников.

Задания учащимся к интегрированному уроку:

· Подберите и прочитайте биографию одного из древних ораторов (Демосфена, Горгия, Цицерона), подготовьте ее краткое изложение.

· Познакомьтесь с учебной речью Горгия « Похвала Елене »8 (текст данной речи включается в содержание настоящей разработки интегрированного урока). Продумайте ответ на вопрос, убеждает ли вас речь Горгия в защиту Елены. Сравните его оценку героини с оценкой, данной в мифах о Троянском цикле и в поэме «Илиада». Если доводы оратора убеждают, то благодаря каким ораторским приемам, если нет, предложите свою систему доказательств.

· Познакомьтесь с фрагментами из трактата Цицерона «Оратор» (из книги «Три трактата об ораторском искусстве», далее они будут включены в содержание данного урока). Согласны ли вы с требованиями, предъявляемыми Цицероном к личности оратора, какие дополнения могли бы вы сделать к этим высказываниям.

В соответствии с избранной методикой изучения темы учитель предлагает школьникам индивидуальные задания, которые уже были предположительно перечислены в разделе о средствах активизации познавательной и речевой деятельности учащихся.

Ход и материалы урока Вводное слово учителя

Составной частью бесценной культуры античного общества, которую получили в наследие многие поколения людей различных стран мира, вероисповеданий и политических убеждений, является ораторское искусство, теория и практика которого получили развитие в Древней Греции и Риме. Сегодняшний разговор мы и посвящаем этому виду искусства, занявшему прочное место в жизни античного общества.

К V веку ораторское искусство Древней Греции достигает большой художественной высоты. Греческое общество дало миру и мировой культуре таких блестящих риторов, как Лисий, Гор-гий, Исократ, Демосфен, Эсхин и др. В это же время активно развивается теория ораторского искусства, которой обучали юношей в школах, а также на специально организуемых занятиях. Развитие риторической теории связано с именем Аристотеля, о котором мы с вами уже говорили. Как в трудах, так и на практике греческих ораторов наиболее ярко проявилась близость ораторского искусства и литературы. Такой, к примеру, распространенный в Древней Греции жанр выступления, как публичная речь, наиболее тесно зависимая от политической жизни, социального строя, образа жизни и мышления, особенностей характера народа, испытал на себе влияние художественного слова.

Учащиеся вспоминают речи персонажей «Илиады» или «Одиссеи», например, речи Агамемнона, Нестора, Ахилла в собрании воинов, осаждавших Трою, речи Зевса, Геры, Афины и др. В собрании богов на Олимпе.

Очень верно сказал исследователь В. Борухович: «Действительно, любовь (если не сказать — пристрастие) к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы — в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой — так, оно там «всегда крылатое» и может поражать, как «оперенная стрела». В поэмах Гомера широко используется прямая речь в ее наиболее драматической форме — диалога. По объему диалогические части поэм намного превосходят повествовательные. Поэтому герои Гомера кажутся необыкновенно словоохотливыми, обилие и полнота их речей порой воспринимается современным читателем как растянутость и излишество».

Развитию ораторского искусства способствовали особенности художественной литературы: ее ориентация на устную речь, обращенность к непосредственному восприятию слушателей или зрителей, установление непосредственного контакта с аудиторией.

Литературные произведения часто привлекались в Древней Греции для обучения публичным речам. Так, крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н. э. Горгий, автор известной «Олимпийской речи» и не менее известного совета ораторам: «Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки — серьезностью», произносил в учебных целях речи на сюжеты мифов о Троянской войне. Таковы его речи «Похвала Елене», с ней мы сегодня познакомимся, и «Оправдание Пала-меда», построенные как образцы школьного риторического, упражнения. Доказывая невиновность Елены, Горгий исходит из положения, что силе сопротивляться невозможно. К вероятным факторам, вынудившим Елену совершить свой поступок, он относит высшую волю, физическое насилие, словесное воздействие и силу «любовного хотения». Ораторскую манеру Гор-гия многое сближало с мастерством античного поэта: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения, ритмическое членение речи и даже наличие рифмы.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Разработка интегрированного урока. «Ораторское искусство античного мира» - Часть 1 . Литературные сочинения!

Разработка интегрированного урока. «Ораторское искусство античного мира» - Часть 1