Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Роман М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» — суровый приговор крепостничеству

Роман М. Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» стоит в ряду лучших произведений русских писателей, таких как Гоголь, Гончаров, Тургенев, изображавших жизнь дворянства. В романе с огромной обличительной силой раскрыты все пороки общества, порожденные в России господством помещиков, в нем показана неиз­бежность нравственного и физического разрушения паразитической личности. Писатель изобразил историю морального опошле­ния и вымирания семейства помещиков Головлевых. Оно является собирательным художественным образом, в котором автор обобщил все типичные черты быта, нравов, психологии помещиков накануне отмены кре­постного права и после нее. Читая роман, испытываешь чувство глубокой непри­язни к его героям.

Члены семьи постоянно враждуют между собой, ругаются из-за наследства. Слова «балбес», «изверг», «мерзавец», «подлец», «негодяй» были обыч­ными в этом семействе. В чем же дело? Может быть, их жизнь полна тягот и лишений, поэтому они так ожесто­чились?

Ничуть не бывало. Дом — полная чаша. Арина Петровна — глава семейства, всю свою жизнь положив­шая на «округление» владений.

Эта властная женщина в течение длительного времени единолично управляла обширным имением и благодаря своей энергии сумела удесятерить личное состояние. Страсть к накоплению взяли в Арине Петровне верх над материнскими чув­ствами. Например, ее реакцию на смерть дочери Сал­тыков-Щедрин показывает как чувство недовольства прежде всего тем, что покойница оставила ей «своих двух щенков».

Таково отношение Арины Петровны к собственной дочери и внучкам. Не лучше она относит­ся и к сыновьям, поощряя их к лицемерию, наушниче­ству ради «лучшего куска на блюде». Дети разделялись на «любимчиков» и «постылых».

Меняя любимчиков и развращая их таким отношением, мать заглушала в них естественное чувство любви к родителям. Физическое наказание детей было обычным явлением в семье. И все это делается как будто ради семейного благополучия, то есть для блага этих же детей, которых Арина Петровна изуродовала своим воспитанием.

Совершенно забит и ушел в себя «Пашка-тихоня»; прожил купленный ему матерью дом в Москве и теперь влачит жалкое существование «Степка-балбес, посты­лый сын»; «на кислом молоке и попорченной солони­не» воспитываются сиротки-внучки. Таковы предвари­тельные итоги помещичьего воспитания. От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственного увечья, следующих одна за дру­гой смертей членов головлевского семейства. Запертый в душной и грязной комнате, лишенный даже одежды и еды, спился о одиночестве Степка-балбес.

Умер Павел, имением которого тотчас завладел Иудушка Головлев. Трагически сложилась жизнь наследников Арины, чье изуродованное детство и юность толкнули их на путь разврата и гибели. В конце жизни перед Ариной Пет­ровной предстают итоги ее деятельности, которая была подчинена бессердечному стяжательству и формирова­нию «извергов». Самый страшный из них — Порфирий, еще в детстве прозванный Иудушкой.

Деспотическая обстановка в семье привела к тому, что Порфиша научился прикиды­ваться ласковым сынком, заискивал перед матерью, ле­безил, показывал, что он — «весь послушание и предан­ность». Притворная почтительность ради получения лучшего куска или избежания наказания сделала Иудуш­ку лицемером. Черты стяжательства развились в нем до предела. Он постепенно прибрал к рукам все капиталы матери, обрек эту когда-то грозную и властную хозяйку головлевской семьи на одиночество и сам сделался вла­стелином всех головлевских богатств.

Писатель неоднократно сравнивает Иудушку с пау­ком, сосущим кровь своих жертв. Иудушка — садист, он находит в страданиях других наслаждение. Его нрав­ственное оскудение так велико, что без малейшего со­дрогания, прикрывая ласковыми речами свое истинное «я», Иудушка обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих сыновей — Владимира, Петра и младен­ца Володьку. Иудушка — пустослов. Он «зудил, надоедал, тиранил» своими речами окружающих.

Он мог словами, как ска­зал о нем один крестьянин, «сгноить человека». По оп­ределению Салтыкова-Щедрина, Иудушка не просто говорит, а источает «массы словесного гноя». Свои зло­действа Иудушка совершает как самые обычные дела, «потихонечку до полегонечку», а что самое ужасное — «по закону». Так писатель показывал защищенность Иудушки-кровопийцы законами власти и религии. Ведь он с большим искусством пользовался такими пропис­ными истинами, как почитание семьи, религии и зако­на. И хотя все считают его кровопийцей, имея полное на то право, он может возразить им, что юридически он действует совершенно правильно.

Писатель показал в лице Иудушки человека ничтож­ного, скудоумного, никчемного. Но вместе с тем это олицетворение ничтожества держит в подчинении и страхе окружающих, доводит их до гибели, и происхо­дит это потому, что ничтожество Иудушки и ему подоб­ных опирается на крепостническую мораль, на закон и религию. В своем произведении Салтыков-Щедрин ра­зоблачает собственников-эксплуататоров вообще, отри­цая социальные и политические принципы дворянско-буржуазного общества, выносит смертный приговор ис­торически обреченном)’ классу помещиков-крепостников.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Роман М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» — суровый приговор крепостничеству . Литературные сочинения!

Роман М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» — суровый приговор крепостничеству