Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Символичная картина мира в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»

Творческий человек может передать свое видение мира по-разному. Может -  описание факта, который чем-то поразил. А может и наоборот, с помощью символических образов рассказать о философских сущностях человеческого существования, отвлечься от будничных обстоятельств, которые диктуют собственные «правила игры», и обратиться к непосредственным обобщениям. именно, например, понятие «счастье». Каждый понимает это слово по-разному: «кто-то считает счастьем спокойную родственную жизнь, кто-то - творческий поиск, открытие нового, кто-то не воображает счастья без денег. Понятно, что и путь к каждому такому счастью будет разным. Но будет и кое-что общее - собственно поиск счастья как таковой. И почему бы не рассмотреть отстраненные от конкретных условий и конкретного понимания счастья главные, наиболее общие и абстрактные моменты этого важного для человека вопроса?

Именно эта проблема раскрывается в пьесе бельгийского писателя-символиста Мориса Метерлинка. Счастье в его произведении - это Синяя птица. Можно еще раз подчеркнуть, что речь идет не о каком-то четко очерченном понимании счастья определенного человека, а именно об образе счастья вообще. По этому принципу обобщения строятся и другие символические образы, объединенные в действии они превращаются в символы   мыслей и идей, а если взять пьесу в целом - создают символическую картину мира, который отвечает мировоззрению автора. Таинственное содержание, по мнению Метерлинка, может быть скрыто не только в словах и действиях, а даже в молчании.

Это произведение вместе с тем и очень простое для восприятия, форма сказки разрешает воспринимать пьесу даже маленькому ребенку, но объединение аллегорических символов заставляют и взрослого поломать голову над вечными духовными проблемами.

Неслучайно выбраны, главные герои пьесы - дети. Образ ребенка как всегда символизирует безгрешную чистую душу, таинственные сущности мира могут постигнуть лишь именно такие люди: чистые, неиспорченные, наивные, с широко открытыми глазами, которые тянутся к добру и способны  на сочувствие. Итак, двое детей - Тильтиль и Митиль - на Рождество встречаются с феей Верилюной и отправляются на поиски счастья - Синей птицы, что живет во дворце Ночи, но может существовать и при солнечном свете. Как выясняется потом, сделать это невозможно, и это уже неважно: этим детям открылось столько важных вещей о мире, что они приобретают умение видеть его новыми глазами. Они путешествуют Страной Воспоминаний (без которой нет пути к счастью), Царством Будущего, им как детям дровосека препятствуют деревья (символ ответственности детей за поступки родителей), Тильтиль и Митиль узнают, что существуют разные наслаждения. А сколько людей путают наслаждение именно с счастьем?! Увидев их собственными глазами, Тильтиль и Митиль начинают понимать и это разницу. Итак, оказывается, ищут они не только счастье, а и жизненные идеалы без которых понять счастье тоже невозможно.

Одолевать препятствия помогает им Душа Света. Не случайно Свет - один из любимейший образов символистов. Именно Душа Света помогает детям  определить настоящие ценности жизни, хотя и не разрешает преждевременно отвергнуть то, что скрывает неведомые истины. Для настоящего понимания чего-то простые пути не пригодные. В путешествии Тильтиля и Митиля сопровождают: Хлеба, Воды, Молоко, Сахар, Огонь, Кошки и Собаки. Они не всегда являются помощниками: Вода и Огонь (две вечные противоположности) ведут споры,  настоящее противопоставление мы видим на примере символов Собаки (верности) Кошки (измены).

Как уже шло, поиски ведутся во дворце Ночи. Он символизирует мрак и незнание. Но в нем прячутся разные вещи: от призраков, болезней, войн до Сада Мечты. Да и Синие птицы живут именно там. Вот  Ночь - не только зло, это быстрее невозможность человека отличить его добро. А если вспомнить другую пьесу Метерлинка, «Слепые», образ Ночи делается еще более мистическим: вся современная жизнь, по мнению автора, проходит во тьме. Поэтому счастье, за убеждениями Метерлинка, - в познании сути этого мира.

«Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое» - высказывает он свою позицию словами Берилюни. Опасным и сложным для детей оказывается Дол для понимания, но они в конце концов одолевают его, и Синей птицей выдается Тильтилю горлица, которую он дарит больной девочке. Уже не помочь найти - именно «возвратить Синюю птицу» просит он в конце пьесы.

Тильитиль и Митиль не нашли лично себе счастье, но, познав множество важных истин, ощутили ответственность за счастье других. Наблюдая за их Путем, каждый зритель в театре (или читатель пьесы) может и себе попробовать ответить на одно из главнейших вопросов философии - о смысле бытия человека. Пусть даже не согласившись в чем-то с автором. Главное - задуматься над этим вопросом. А будет смысл в жизни - будет и счастье?

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Символичная картина мира в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» . Литературные сочинения!

Символичная картина мира в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»