Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Смысл и Сюжет повести Гоголя «Шинель»

В 1842 году, готовя к изданию собрание своих сочинений, Н.В.Гоголь объединил в третьем томе повести разных  лет, которые были уже опубликованы в течение 1834-1842  годов в различных изданиях. Всего в третий том вошло семь  повестей, из которых одна («Рим») не была завершена. Их  часто называли петербургскими повестями.  «Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в 1835 году в сборнике  «Арабески». «Нос» и «Коляска» появились в 1836 году в  журнале Пушкина «Современник». «Шинель» была закончена в 1841 г. и впервые опубликована в третьем томе  собрания сочинений 1842 года. Повесть «Рим» впервые  была опубликована в 1842 году в журнале «Москвитянин».  В повестях Гоголь сочувственно рисует образы «маленьких людей» - петербургских чиновников - и резко  сатирически изображает дворянство и высшее чиновничество. Социальная направленность этих повестей выражена  очень ярко. Именно поэтому Белинский назвал их «зрело  художественными» и «отчетливо конципированными». 

Повесть «Шинель» является программной не только  для цикла петербургских повестей Гоголя, но и для всей  последующей эволюции русской реалистической литературы.  Гоголь развивает здесь с огромной глубиной и силой  тему «маленького человека», выдвинутую в «Станционном  смотрителе» А.С.Пушкиным.  Трагедия титулярного советника Акакия Акакиевича  Башмачкина не только в том, что он стоит на одной из  низших ступеней социальной лестницы и что он лишен  самых обычных человеческих радостей, но, главным образом, в том, что у него нет ни малейшего проблеска понимания собственного ужасного положения.  Бездушная государственная чиновничья машина превратила его в автомат. 

В образе Акакия Акакиевича сама идея человека и его  сущности превращается в свою противоположность: именно то, что лишает его нормальной человеческой жизни -  бессмысленное, механическое переписывание бумаг, -  становится для Акакия Акакиевича поэзией жизни. Он  испытывает наслаждение от этого переписывания.  Бесчисленные удары судьбы сделали Акакия Акакиевича нечувствительным к насмешкам и издевательствам  начальников и сослуживцев. И только если эти издевательства переходили всякие границы, Акакий Акакиевич кротко говорил обидчику: «Оставьте меня, зачем Вы меня  обижаете?» И рассказчик, голос которого часто сливается  с голосом автора, замечает, что в этом вопросе звучали  другие слова: «Я брат твой».  Пожалуй, ни в какой другой повести Гоголь не подчеркивает с такой силой идеи гуманизма. При этом сочувствие автора на стороне «маленьких людей», задавленных  тяжестью жизни.  В повести резко сатирически изображаются «значительные лица», сановники, вельможи, по вине которых  страдает Башмачкин. 

Сюжет повести раскрывается в двух событиях - в  приобретении и утрате Акакием Акакиевичем шинели. Но  покупка им новой шинели - такое грандиозное событие в  тусклой, однообразной и бедной его жизни, что шинель  приобретает в конце концов значение символа, условие  самого существования Башмачкина. И, лишившись шинели, он умирает.  «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как  будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось  существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни  для кого не интересное, даже не обратившее на себя  внимания и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в  микроскоп; существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого все же таки, хотя перед  самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде  шинели, оживившей на миг бедную жизнь…»  При жизни Акакий Акакиевич не мог и помыслить о  каком-либо сопротивлении и неповиновении.

И лишь  после смерти он появляется на улицах Петербурга в виде  мстителя за свою погубленную жизнь. Акакий Акакиевич  552  литература  сводит свои счеты со «значительным лицом», отбирая у  него шинель.  Эта фантастическая концовка повести не только не  уводит от основной идеи, но является ее логическим завершением. Конечно, Гоголь далек от призыва к активному  протесту против существующих порядков. Но свое резко  отрицательное отношение он выразил вполне определенно. 

«Шинель» произвела огромное впечатление как на  читателей, так и на литературные круги.  Белинский писал: «…«Шинель» - одно из глубочайших созданий Гоголя».  Повесть оставила глубокий след в русской литературе.  Тему «Шинели» непосредственно продолжает и развивает роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди». 

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Смысл и Сюжет повести Гоголя «Шинель» . Литературные сочинения!

Смысл и Сюжет повести Гоголя «Шинель»