Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Сочинения в старших классах - Часть 1

Письменные работы, проводимые в среднем звене, формируют у школьников необходимые умения для написания сочинений в старших классах при изучении курса литературы на историко-литературной основе. Для эффективности обучения старшеклассников сочинениям очень важен вопрос о классификации сочинений, которая дает и преподавателю и учащимся необходимые целевые ориентиры для сбора и расположения фактического материала, аргументации, отбора необходимых языковых средств.

Прежде всего сочинения разделены методистами на две основные группы: сочинения на литературные темы (сочинения, связанные с курсом литературы) и сочинения, основанные на личных впечатлениях, жизненных наблюдениях и опыте учащихся.

Сочинения на литературные темы. В настоящее время сочинения классифицируются по тематическому и жанрологическому принципам. Тематический принцип лежит в основе требований к формулировке тем сочинений, отбору и группировке материала, работе с текстом художественного произведения. Сочинение на литературную тему — это заключительный этап работы с текстом произведения. Рассуждение по предложенной теме является одним из интерпретаций учеником художественного произведения. В результате самостоятельной работы над сочинением ученик выражает свою личностную позицию, показывает, насколько он был внимателен при чтении или перечитывании текста к художественным деталям, авторским характеристикам и т. д., т. е. к позиции писателя в целом.

Разнообразные приемы анализа крупных эпических и драматических произведений в старших классах ведут к разнообразию ученических сочинений на литературную тему. Среди них можно выделить следующие виды сочинений:

· Сочинения о литературных героях (индивидуальная, групповая, сравнительная характеристика образов-персонажей). В таких темах на первый план выходит образ героя из социальных, нравственных, философских, художественно-эстетических проблем, связанных с образом данного героя или ряда героев одного или нескольких произведений одной эпохи. К таким темам можно отнести «Прекрасное в любимых героях А. П.Чехова», «Роль образа Татьяны Лариной в раскрытии идейного содержания романа А. С.Пушкина «Евгений Онегин», «Пугачев глазами автора и Гринева (по роману А. С.Пушкина «Капитанская дочка»)», «Маленький человек» в прозе А. П.Чехова», «Образ Женщины в поэзии А. Блока», «Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н. В.Гоголя «Ревизор»)», «Семейные гнезда (Ростовы, Болконские, Куракины) в изображении и оценке автора романа «Война и мир»)», «Образ Катерины в драме А. Н.Островского «Гроза» и его оценка русскими критиками» и др.

· Сочинения, основанные на анализе произведения в целом, в которых, в свою очередь, выделяются темы, требующие:

А) оценки всего произведения, например, «Какое произведение Чехова произвело на вас самое сильное впечатление?»,

«Почему А. С.Пушкин произведение о крестьянской войне назвал «Капитанская дочка»?», «Дубровский» А. С.Пушкина как романтическое произведение»;

Б) рассмотрения нравственных, социальных, философских проблем, поставленных в этом произведении, типа «Конфликт свободы и традиционного уклада в драме А. Н.Островского «Гроза», «Рок, судьба и человеческая воля в романе М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», «Роль поэмы АА. Блока «Двенадцать» в понимании прошлого нашей Родины и ее сегодняшнего дня» и т. д.;

В) анализа художественной формы произведения: «Прием антитезы в романе И. А.Гончарова «Обломов», «Композиционное своеобразие романа М. А.Булгакова «Мастер и Маргарита», «Художественные открытия Толстого-психолога в романе «Война и мир» и др. Естественно, исходя из принципа анализа произведения в единстве формы и содержания, пишущий сочинение на любую из данных тем должен обращать внимание на художественные особенности, способы выражения авторской позиции, проявившиеся в раскрытии образов-персонажей, в изображении тех или иных конфликтов и т. д. Последние темы требуют преимущественного внимания учеников к форме произведения, а через нее и к раскрытию духовного потенциала произведения.

· Разборы отдельных эпизодов и частей произведения, например, «Мои любимые страницы в романе А. С.Пушкина «Евгений Онегин», «Природа в романе А. С.Пушкина «Евгений Онегин», «Н. В.Гоголь — мастер художественного портрета (по поэме «Мертвые души»)», «Загадка финала поэмы А. А.Блока «Двенадцать», «Лирические отступления в романе А. С.Пушкина «Евгений Онегин», «Сны героя и их художественные функции в романе Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание», «Картины московской жизни в изображении М. А.Булгакова (роман «Мастер и Маргарита»)».

· Литературные обзоры типа «Судьбы русской деревни в литературе 50—80-х гг. XX в.», «Человек и его время в рассказах А. С.Солженицына», «Личность и государство в литературе XX в. (на примере творчества…)», «Тема мещанского быта в творчестве А. П.Чехова и М. М.Зощенко», «Эволюция образа разночинца в русской литературе XIX в.» и др.

· Рассуждения (размышления) учащихся об отношении литературы к жизни («Что мне дало изучение русской классической литературы», «Почему русскую литературу XIX века можно назвать литературой вопросов?», «В Россию можно только верить (Ф. И.Тютчев). Русская тема в русской поэзии второй половины XIX в.»).

6. Сочинения-исследования проблемного характера («Революционер ли Базаров?», «Я себя убил или старушонку? (по

роману Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание»)», «Смешон или страшен Молчалин?»

Ю. А.Озеров видит следующие проблемно-тематические типы сочинений на литературную тему: сочинения-характеристики (одного литературного героя, сравнительная характеристика двух героев, характеристика группы литературных героев, обобщающая характеристика) и сочинения литературно-критические, к которым он относит анализ определенной темы, характеристику определенного периода или темы в творчестве писателя, сочинения по проблемам содержания и формы литературного произведения, анализ критической статьи, сочинения по проблеме отражения важных исторических событий в литературном произведении, анализ определенной проблемы.

В целом представленные классификации сочинений на литературную тему достаточно близки друг другу и различаются лишь названиями и некоторыми нюансами.

В последнее время в школьном преподавании литературы наметилась тенденция более широкого формулирования тем сочинений (особенно на выпускных экзаменах) с условием самостоятельного выбора учащимися проблемы или определенного аспекта для рассуждений. Один из вариантов экзаменационного набора тем приведен в пособии «Экзамен по литературе» авторов О. Ю.Богдановой, Л. В.Овчинниковой и Е. С.Романичевой (М., 1997):

· Мир поэзии Лермонтова. Мои любимые стихи.

· «Мысль семейная» в русской литературе (на примере одного или нескольких произведений).

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Сочинения в старших классах - Часть 1 . Литературные сочинения!

Сочинения в старших классах - Часть 1