Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Сравнение образов Левина и Анны Карениной в романе Толстого

Известны слова Л.Н.Толстого, записанные его женой,  о том, что он в «Войне и мире» любил мысль народную, а  в «Анне Карениной» (1877) - мысль семейную. Эти слова  не надо понимать буквально.  Широта постановки проблем общенационального и,  более того, общечеловеческого масштаба - проблем, намного переросших рамки традиционного «семейного» романа, - обусловила то всемирное признание, которое  «Анна Каренина» получила вскоре после выхода. Именно  по поводу «Анны Карениной», оцененной как «факт  особого значения», Достоевский первым заговорил о Толстом  как о писателе, сказавшем «новое слово» в мировой литературе.  «Анна Каренина» была задумана и реализовалась как  роман в прямом смысле злободневный. Время его действия  совпало с временем написания, в нем много прямых откликов на текущие события, от научных споров тех лет до  войны на Балканах.

Примечательно, что в «Анне Карениной» действие не завершается и после того, как главный  конфликт, казалось бы, исчерпан: в последней части романа сюжет развертывается дальше - уже после смерти Анны.  Анна у Толстого - натура незаурядная, душевно богатая, наделенная живым нравственным чувством. Любовь к  Вронскому побуждает ее яснее, чем прежде, осознать себя  как личность, обостряет ее критическое чутье по отношению к окружающему миру и к себе самой. И главная  причина ее гибели - не столько лицемерие светской среды  или препятствие к получению развода, сколько разрушающее действие страсти на ее собственную душу, невозможность примирить чувство к Вронскому и привязанность к  сыну, и шире того - невозможность найти себя в мире, где  «все неправда, все ложь, все обман, все зло». 

Для Толстого критерием подлинной семьи было взаимопонимание, душевное согласие супругов. Но брачный  союз Анны с нелюбимым ею, внутренне чуждым ей сановником Карениным не мог стать основой настоящей семьи.  Не могло возникнуть семьи и из совместной жизни  Анны с Вронским, потерпевшим крушение в своей военной и светской карьере, но кровно привязанным к тому  обществу, которое отвергло его. И Толстой не осуждает  Анну (она остается для него «жалкой и не виноватой»), но  неотвратимо приводит ее к трагической развязке.  Исследование неразрешимых проблем частной жизни  людей из «высшего общества» позволяет автору с новой  стороны проникнуть в социальную, нравственную, идеологическую проблематику эпохи.  Рядом с линией Анны в романе непринужденно и без  малейшей натяжки возникает параллельная ей линия Левина. Внутренняя связь этих линий - не в общности судеб  героев, а, скорее, в психологических ситуациях.

Оба они -  каждый по-своему - не могут, не хотят мириться с ложью  и злом окружающего их мира. Отсюда трагедия Анны,  отсюда драма Левина.  А.Фет, один из первых читателей «Анны Карениной»,  имея в виду литературных недоброжелателей Толстого,  сказал: «А небось чуют они все, что этот роман есть  строгий, неподкупный суд всему нашему строю жизни».  Это и на самом деле так. Толстой на этот раз творит свой  суд, сводя роль повествователя к самому строгому минимуму. Авторские комментарии здесь почти отсутствуют. 

Нравственная оценка людей и событий полностью вытекает из самого действия, из взаимодействий и поступков  персонажей.  В «Анне Карениной» действие занимает немного времени, не более трех лет, и здесь толстовское искусство  человековедения выражено по-новому. Одни и те же персонажи предстают в разных жизненных ситуациях, по-разному судят друг о друге. Авторский и читательский приговор выносится лишь в конечном счете, в итоге различных  «за» и «против». Именно так строится противоречивый  характер Каренина. Он не глуп и не зол, способен на  порывы великодушия (что особенно видно в сцене примирения с Вронским у постели больной Анны), он может даже  внушить читателю жалость. Но по ходу действия все яснее  вырисовывается привязанность Каренина к миру царской  бюрократии, его умение ревностно участвовать в фальшивой, призрачной жизни, в ловле наград и чинов.  Важная и новая особенность поэтики «Анны Карениной» - элементы символики или аллегории, приобретающие характер лейтмотивов. В романе возникают и повторяются мотивы, имеющие не только непосредственно  предметный, но и символический смысл. Железная дорога  у Толстого (почти как в известном стихотворении Некрасова) - своего рода символ того времени, который складывается в пореформенной России, принося людям новые  бедствия.  Мысль о всеобщем торжестве неправды и зла, одна из  последних мыслей, мелькающих в сознании Анны перед  смертью, сродни тем горестным рассуждениям, которые  долгое время не давали покоя второму главному герою  романа, Константину Левину.

 Левин, как и сам Толстой, видит, что нарождающиеся  буржуазные порядки не устранили вековой крестьянской  нищеты, принесли с собой новые формы социальной несправедливости. В этом - основа того смятения, неуверенности, в котором находится Левин и в котором находился  в те годы создатель «Анны Карениной».  В ряду толстовских героев-правдоискателей Левин наделен наиболее явственными автобиографическими чертами. Толстой подарил своему герою собственную бескомпромиссную честность, собственное отвращение к  праздной барской жизни, светским условностям, казенному лицемерию. Он подарил Левину и собственную органическую привязанность к земле, к русской природе, даже  тяготение к физическому крестьянскому труду.

В размышлениях и исканиях Левина многое отражает ход поисков  самого Толстого.  Левин одержим мечтой о «бескровной революции», о  новых отношениях помещика и крестьянина. «Вместо бедности - общее богатство; вместо вражды - согласие и  связь интересов». Но мужики не хотят тех улучшенных  способов хозяйствования, которые предлагает им добрый  барин. И трудность эта коренится вовсе не в упрямстве или  косности крестьянина, а в том - как ясно видит сам  Левин, - что интересы помещика и интересы крестьян и  в самом деле силою вещей «фатально» противоположны.  Вкладывая в историю жизни Левина немалую долю  собственного жизненного опыта, Толстой передает переживания и размышления своего героя в связи с событиями  его личной жизни. Бракосочетание Левина с горячо любимой им Кити, рождение ребенка, а с другой стороны -  смерть брата, - все это побуждает Левина вновь и вновь  ставить под вопрос свое отношение к религии и церкви,  напряженно задумываться над тайнами человеческого  бытия и своим жизненным назначением. Чтение философских и богословских книг не дает желанной ясности, а  вносит в его сознание раздражающую путаницу и неуверенность.  Просветление наступает внезапно.

Левин приходит -  по примеру мужика Фоканыча, который живет «для души,  по правде, по-божьи», - к бесхитростной религиозной  вере, основанной на «законе добра». Он убежден, что он  может, оставаясь по-прежнему барином, помещиком, вложить в свое повседневное существование «несомненный  смысл добра», - таков исход исканий Левина. Создатель  «Анны Карениной» был мыслителем слишком могучим,  слишком смелым для того, чтобы принять простодушную  веру Фоканыча и на этом успокоиться. Подобный финал  исканий свидетельствовал о глубоком кризисе мировоззрения не только героя романа, но и его автора. 

В предисловии к американскому изданию «Анны Карениной» Томас Манн писал: «Этот роман из жизни светского общества направлен против него, - об этом читателя  предупреждает уже библейский эпиграф: «Мне отмщение,  и аз воздам». Моральным побуждением, заставившим  Толстого взяться за перо, было, несомненно, желание  обличить общество, которое с холодной жестокостью изгоняет из своей среды гордую и благородную по натуре  женщину, не сумевшую совладать со своей страстью…» 

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Сравнение образов Левина и Анны Карениной в романе Толстого . Литературные сочинения!

Сравнение образов Левина и Анны Карениной в романе Толстого