Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Судьба донского казачества (по роману М. Шолохова «Тихий Дон »)

Роман М. А.Шолохова «Тихий Дон» вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произве­дение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмеща­ет в себя целое десятилетие: с 1912 по 1922 год. Начало романа еще не предвещает грядущих бурь и потрясений. Спокойно несет свои воды величавый тихий Дон, пере­ливается разноцветными красками лазоревая степь. Мирно и спокойно течет жизнь казачьего хутора Татарскии, прерываемая разве что молвой о дерзкой связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Ме­леховым.

Детально воспроизведенный быт, любовное описа­ние донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая образ­ная речь, искрящаяся юмором, позволяют читателю ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, по­нять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака. Это верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьянский труд до седь­мого пота, дающий земледельцу возможность укреплять свое хозяйство, жениться, растить детей, которым пред­стоит пройти тот же четко очерченный жизненный круг. Центральное место в шолоховской эпопее занимает жизненный путь Григория, эволюция его характера.

На наших глазах этот норовистый, своевольный парень, веселый и простой, формируется как личность. Во вре­мя первой мировой войны он храбро сражался на фрон­те, даже получил Георгиевский крест. На этой войне он честно исполнил свой долг, ибо был абсолютно уверен в том, кто его враг. Но Октябрьская революция и граж­данская война разрушили все его привычные представ­ления о казачьей чести. Он, как и все все права защищены 2001-2005 люди той бурной и сложной эпохи, должен был сделать свой выбор.

С кем ему по пути: с белыми, которые защищают старый усто­явшийся правопорядок, стремясь восстановить монар­хию, или с красными, которые, наоборот, хотят разру­шить старый уклад до основания, чтобы на руинах ста­рого мира строить новую жизнь. Григорий служит то у белых, то у красных. Как на­стоящий казак, который с молоком матери впитал тра­диции этого сословия, герой встает на защиту страны, так как, по его мнению, большевики не только посяга­ют на святыню, но и отрывают его от земли. Эти мысли волновали не только Григория, но и других казаков, ко­торые с болью глядели на неубранную пшеницу, нескошепный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрыва­ются на непосильной работе бабы в то время, когда они ведут бессмысленную бойню, начатую большевиками. Но затем Григорию приходится стать свидетелем звер­ской расправы белых с подтелковским отрядом, кото­рая вызывает его гнев и горечь.

Но помнит Григорий и другое: как тот же Подтелков хладнокровно уничтожал белых офицеров. И там, и здесь ненависть, зверства, жестокость, насилие. Это противно, омерзительно для души нормального, хорошего, честного человека, кото­рый хочет трудиться на своей земле, растить детей, любить женщину Но в том извращенном, смутном мире такое простое человеческое счастье недосягаемо. И ге­рой вынужден жить в стане ненависти и смерти.

Он ожесточается, впадает в отчаянье, понимая, что, поми­мо своей воли, сеет вокруг себя смерть. Он насильствен­но отторгнут от всего того, что дорого его сердцу: дома, семьи, любящих людей. Вместо цельной трудовой жиз­ни на пашне и в поле он должен убивать людей за идеи, которых он не может понять и принять. Григорий мечется между враждующими лагерями, чувствуя узость и ограниченность противоборствующих идей. Он остро осознает, что «неправильный у жизни ход», но изменить его не в состоянии.

Григорий пони­мает, что наивно цепляться за старое, неутомимо, как муравей, тащить все в дом, пользуясь всеобщей разру­хой, как это делает его отец. Но в то же время он не может согласиться с точкой зрения пролетария, кото­рый предлагает ему бросить все и бежать к красным, ибо у него ничего нет, а значит, и терять ему нечего. Григо­рий же не может так просто покинуть то, что заработа­но тяжелым трудом, но и не хочет, отгородившись от всего мира, по мелочам улучшать свой быт. Он хочет докопаться до главного, понять, каковы те силы, кото­рые взялись управлять жизнью. Его цепкий, наблюда­тельный крестьянский взгляд сразу отмечает контраст между высокими коммунистическими лозунгами и ре­альными делами: хромовые сапоги красного командира и обмотки рядового «Ванька». Если всего через год в глаза бросается имущественное расслоение Красной Армии, то после того, как советская власть укоренится, равенство окончательно исчезнет.

Эти иронические рассуждения Мелехова поражают точностью предвиде­ния, когда из советских чиновников сформировался новый господствующий класс — партийная номенклату­ра. Но, с другой стороны, Мелехову во время службы в белой армии больно и унизительно слышать презритель­ные слова полковника о народе. Таким образом, путь Григория Мелехова — это бег­ство здоровой, нормальной, честной натуры от всего одномерного, узкого, догматичного. Скитания и муче­ния шолоховского героя, его «хождение по мукам» под­водят нас к мысли о том, что справедливые, гуманные призывы коммунистов к борьбе за счастье всего народа в конечном итоге свелись к истреблению этого самого народа, к борьбе за власть и установлению диктатуры.

Роман М. А.Шолохова возвращает нас к трагическим страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осоз­навать простую истину, что высший смысл человечес­кого бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человеч­ности. И эти вечные общечеловеческие ценности нич­то не способно уничтожить.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Судьба донского казачества (по роману М. Шолохова «Тихий Дон ») . Литературные сочинения!

Судьба донского казачества (по роману М. Шолохова «Тихий Дон »)