Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Судьба русской деревни в литературе 1950—1980 гг.

Русская деревня. Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово «деревня»? Сразу же вспоми­нается старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труже­ники, и их крепкие мозолистые руки. У каждого, навер­ное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне. Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько трудно нам, городским, приспособиться к этой жизни.

Но всегда хочется при­ехать в деревню, отдохнуть от городской суеты. Многие писатели не обошли в своем творчестве судь­бу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой и «учились в истине блаженство находить», иные видели истинное положение крестьян и называ­ли деревню нищей, а ее избы — серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли не ве­дущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни. Нужно сказать, что именно коллективизация зас­тавила писателей взяться за перо.

Вспомним «Поднятую целину» Шолохова, «Котло­ван» Платонова, поэмы Твардовского «По праву памя­ти» и «Страна Муравия». Эти произведения, казалось бы, должны рассказать нам все о судьбе русского крес­тьянства, показать положение деревни. Но все же эта тема остается для нас загадкой, ведь о «великом пере­ломе» принято было умалчивать. Забыть, забить велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую быль. И чтобы волны Над ней сомкнулись.

Быль — забыть. Но забыть невозможно, потому что события тех лет очень больно отдаются в современности, в нашей сегод­няшней жизни. В повести «Прощание с Матерой» В. Распутин ставит перед читателем вопрос, нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации решили поставить на ней ГЭС? allsoch. ru 2001-2005 Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян родной Матеры?

Деревня должна уйти под воду, а жители пере­селиться в другую деревню. Крестьян никто не спраши­вал, хотят ли они этого, приказали — будь добр, подчи­няйся! Интересно, что жители по-разному отреагиро­вали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто расстаться с Ма­терой. Здесь знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах родителей, дедов.

Так, главная героиня по­вести старуха Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда старая Дарья украшает свою избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как му­чительно рассуждает эта малограмотная женщина о судьбе своей деревни! Сыну Дарьи тоже жаль расставать­ся с домом, но он согласен с тем, что наука важнее при­роды, и они должны переселиться во что бы то ни ста­ло. Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного вторжения в жизнь. Вспомним могучий царский листвень, который не могли взять ни топор, ни пила, ни огонь.

Все он выдержал и не сломился. Но так ли вечна природа? В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры — ведущая тема это­го произведения. Ну а что случалось с крестьянами, когда они покида­ли родную деревню в период коллективизации? Их ссы­лали на Соловки, в Сибирь, па лесоповалы, в шиты, где живые завидовали мертвым.

Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В. Быкова «Облава». Сначала Хведор теряет жену, а потом и дочь, которых любил безумно. Вроде бы надо оз­лобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но Хведор, вытерпев и пережив все, опять возвращается на Родину. Вообще, главной чертой русских крестьян является то, что они не могут жить без родной земли.

К этой же теме примыкает рассказ А. И.Солженицы­на «Матренин двор». Действие рассказа происходит в 1956 год}-. Молодой учитель поселился в избе крестьян­ки Матрены, и читатель может увидеть деревенскую жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражает бедность и убогость её жилища. Это была темная ком­ната, в которую свет попадал только из окна, это много­численные тараканы и мыши, хромая кошка.

Матрена живет уже в то время, когда позади остались гражданс­кая война, коллективизация. Неужели в пятидесятые годы крестьяне были такими бедными? Мы не увидим у Матрены ни хорошо налаженного хозяйства, ни огоро­да, ни палисадника, ни скота.

Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка — вот весь скот Матрены. Судьба крестьянки достаточно трагична: Матрена была больна, но не считалась инвалидом, она не рабо­тала в колхозе, поэтому пенсия ей не полагалась. А для того, чтобы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учреждений. Одним словом, как пишет сам писатель, «много было наворочено не­справедливости с Матреной».

Но, несмотря на все тяготы жизни, Матрена не озло­билась: она настолько добра и бесхитростна, что помо­гает всем соседкам копать картошку. Она думала о себе в самую последнюю минуту, лишь бы ее квартиранту было хорошо. Но злость и жадность окружающих погу­били крестьянку. Во время перевоза горницы попадают под поезд несколько человек, в том числе и Матрена. В конце рассказа автор пишет, что именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, держится земля.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Судьба русской деревни в литературе 1950—1980 гг. . Литературные сочинения!

Судьба русской деревни в литературе 1950—1980 гг.