Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Сущность творчества Бодлера

Первая половина XX века отмечена возникновением и широким распространением нового течения в литературе. Это время можно по праву назвать началом новой эры - эры символизма в искусстве. И одним из основателей новой литературы является Шарль Бодлер. Именно его произведения Элиот называл вещью «наиболее приближенной к сложному обновлению, с которым мы экспериментируем». В своем стремлении к идеалу, в поисках высшей гармонии Бодлер был очень близок к поэтам-романтикам. Но его поэзия, в отличие от поэзии романтиков, более реальна, жизненна, объективна; его стихотворения лишены абстрактной эмоциональности. В произведениях этого поэта четко прослеживается слияние внешнего и внутреннего мира, что выражается в наполненности метафорами, аналогиями, сравнениями. Поэзия Бодлера, центральные мотивы которой наиболее ярко отразились в сборнике «Цветы зла», основывается на понимании и отражении трагической несовместимости художника и буржуазного мира, по законам которого он вынужден существовать. Это общество, в котором господствуют зло, несправедливость, жестокость, насилие и низость нравов, совершенно неприемлемо и отвратительно поэту, но он понимает свое бессилие перед этим страшным, властным и сильным миром.

  • Я - строгий образец для гордых изваяний,
  • И, с тщетной жаждою насытить глад мечтаний,
  • Поэты предо мной склоняются во прах.
  • Но их ко мне влечет, покорных и влюбленных,
  • Сиянье вечности в моих глазах бессонных,
  • Где все прекрасное, как в чистых зеркалах.
  • Ш. Бодлер

Стихотворения Бодлера выступают своеобразными «предметными уроками» несчастья, отчаяния, продажности цивилизации,  раздвоением человеческой души между добром и злом. С глубоким сочувствием относится поэт к людям труда и обездоленным, что наиболее ярко отразилось в его стихотворениях «Вечерние сумерки», «Утренние сумерки» и некоторых других. Автор чувствует острую необходимость понимания природы окружающего людей зла, греховности и обреченности этого мира. Так как только с таким пониманием можно надеяться найти выход из этого замкнутого круга. Честно и открыто анализируя собственный опыт, собственную душу, собственную природу, Бодлер постепенно открывает все новое, неизведанное или запрещенное в человеческой природе. И с этих открытий начинается поиск красоты, то есть в какой бы то ни было реальности.

Герой произведений поэта исключительный, непохожий на других человек, он не хочет принимать ту мораль, которой подчиняются все, не может примириться с окружающей его действительностью. «Не хочу», - решительно заявляет он всем тем, кто хочет подчинить его, заставить пойти против движения собственного сердца. И вместе с тем это человек, который несет в себе страдания всего мира, его боль:

  • Я оплеуха и щека,
  • Я рана - и удар булатом,
  • Рука, раздробленная катом,
  • И я же - катова рука!
  • Мне к людям больше не вернуться,
  • Я - сердца своего вампир,
  • Глядящий с хохотом на мир
  • И сам бессильный улыбнуться.

В этих строках наиболее ярко чувствуется то основное противоречие, которым пронизана вся лирика Бодлера - стремление человека к преодолению зла, и вместе с тем сознание неосуществимости своих стремлений.

Стихотворения поэта пронизаны вечным поиском идеала, гармонии, тягой к свободному полету. Не случайно в его поэзии часто можно встретить образы птиц, как олицетворение мечты автора о душевной свободе и чистоте. Таким является, например, его сонет «Альбатрос», где звучит мотив символического сопоставления:

  • Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья
  • Летаешь в облаках, средь молний и громов,
  • Но исполинские тебе мешают крылья
  • Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов.

Поэт придает исключительно большое значение органичному и цельному выражению духовной жизни, мироощущения и идеалов человека. Душа его постоянно стремится к полету, к свободе от тоски и тревог жизни. Его дух «взмахом быстрых крыл» поднимается над греховным и больным миром, чтобы там, в высоте, очиститься от отравленных испарений. И он искренне завидует тем, кто смог достичь этих лучезарных высот.

Трагически сознает поэт, что его и подобных ему людей окружает лишь зло и боль. Именно поэтому все его произведения проникнуты неисчерпаемым гуманизмом, состраданием к окружающим его людям, таким же несчастным и тоскующим по красоте, как и он. В каждом человеке - будь то одинокий, никем не понятый искатель справедливости или же несчастные старушки - автор видит в первую очередь живую душу, страдающую от противоречий, исканий, нужды.

Рассуждения поэта о вечном стремлении к недосягаемой мечте, о бесчисленных обманах на пути жизни в конце концов приводит его к горькому выводу, что исходом человеческих исканий является только смерть.

  • А что он там найдет - безразлично:
  • Мы жаждем, обозрев под солнцем все, что есть,
  • На дно твое нырнуть - Ад или Рай - едино!
  • В неведомую глубь - чтоб новое обресть!

Сущность творчества Бодлера довольно точно отразил М. Горький, который говорил, что поэт «жил во зле, добро любя», и погиб, «оставив Франции свои мрачные, ядовитые, звучащие холодным отчаянием стихи…».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Сущность творчества Бодлера . Литературные сочинения!

Сущность творчества Бодлера