Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Свобода и сила, дряхлость и несвобода в поэзии Лермонтова

Свобода и сила, дряхлость и несвобода - в таких поэтических образах выступает у Лермонтова сравнение века минувшего и века нынешнего. Герои 1812 года тоже выглядят богатырями в сопоставлении с «нынешним племенем». Внимание к социальным вопросам бытия обусловило расхождение Лермонтова со славянофилами и во взгляде на процесс исторического развития. Отрицая современный европейский мир, Лермонтов не мог вслед за славянофилами уповать на возрождение старых форм социальной жизни. Ход развития цивилизации, как и сама цивилизация, его не удовлетворяет, но он выделяет в истории совсем не те черты, которые привлекали славянофилов. Самое феодальное общество представляется Лермонтову сонным царством, настывшим, неподвижным.

Цивилизация пагубна, эгоистична, она ведет к смерти неких изначальных естественных установлений, лежащих в основе человеческого бытия. Цивилизация и люди, причастные к ней, враждебны природе. Особенно выразительно этот контрастный мотив выступает в «Споре» (1841), в знаменитом разговоре Шат-Горы с Казбеком. Враждебность людей природе («Люди хитры!») прямо связана с успехами просвещенья;

  • «Берегись! - сказал Казбеку
  • Седовласый Шат,
  • Покорился человеку
  • Ты недаром, брат!
  • Он настроит дымных келий
  • По уступам гор;
  • В глубине твоих ущелий
  • Загремит топор.
  • И железная лопата
  • В каменную грудь,
  • Добывая медь и злато,
  • Врежет страшный путь…»

Этот мотив - общий у Лермонтова с другими романтиками. Однако уже в ответе Казбека содержится нечто новое. Исследователи лермонтовского творчества (Л. П. Гроссман и др.) напрасно искали в стихотворении точных географических реалий и временных соответствий с историей Востока. Мысль Лермонтова лежит в иной плоскости.

  • Ответ Казбека начинается мотивом сна («Род людской там спит глубоко Уж девятый век…») и заканчивается им («Все, что здесь доступно оку, Спит, покой ценя…»). Сон как основное духовное состояние был характернейшим признаком именно восточного, азиатского строя и всего уклада восточной жизни. Настойчиво повторяемый мотив сна Посмотри: в тени чинары
  • Пену Гладких вин
  • На узорные шальвары
  • Сонный льет грузин

Поэтически - самим ритмом, стилистикой - Лермонтов создает картину восточного образа жизни, своеобразного роскошного мира, лишенного, однако, какого бы то ни было намека на движение («Нет, не дряхлому Востоку Покорить меня!»). Восток красочен, живописен, экзотичен, но не динамичен. Отсюда проистекает и его духовная бед-’ ность, неспособность к рождению новых идей, новых звуков («Бедуин забыл наезды Для цветных шатров И поет, считая звезды, Про дела отцов»). «Безглагольность» - признак духовной и физической смерти. Восток абсолютно лишен звуков, речей, звона. Поэтически здесь схвачен удивительно правдиво и точно социальный смысл восточных деспотий, являвшихся символом образцового феодального уклада и порожденной им созерцательной философии метафизического плана, чуждой диалектики или развития и уповающей на древний  обычай.

 

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Свобода и сила, дряхлость и несвобода в поэзии Лермонтова . Литературные сочинения!

Свобода и сила, дряхлость и несвобода в поэзии Лермонтова