Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Тема родины в лирике С. А. Есенина

Тема родины всегда была традиционной в русской поэзии. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов — все они раскрывали эту тему с грустью и нежностью, с болью за судьбу родной страны, заслуживающей лучшей, более достойной участи. Неудивительно, что, продолжая гуманистические традиции классики, С. А. Есенин уделяет этой теме приоритетное внимание. Сам он прямо говорил об этом: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине.

Чувство родины — основное в моем творчестве». Поэта часто называют певцом «страны березового ситца», «золотой бревенчатой избы», подчеркивая тем самым его крестьянские корни и значимость для его мироощущения родной природы, ведь природа и родина — слова одного корня. Уже в первых поэтических сборниках Есенина окружающий мир предстает как земной рай, желаннее и любимее которого не бывает: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться все права защищены 2001-2005 В зеленях твоих стозвонных.

(«Край любимый! Сердцу снятся…») Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». («Гой ты, Русь моя родная…») Природа родной земли кажется ему необыкновенно прекрасной, у Есенина практически нет некрасивого пейзажа — даже в обыденности и бедности он видит поэзию и красоту: Избы забоченились, А и всех-то пять.

Крыши их запенились В заревую гать. («Край ты мой заброшенный…») Его образы и метафоры ярки и самобытны: «березовое молоко», «пуховитые снега», «травы ворожбиные», рассвет, что «рукой прохлады росной сшибает яблоки зари», — это все из крестьянского быта, из того, что привычно и дорого с детства, но увидено по-особому глазами народного поэта. Любовь к родине вмещает в себя и любовь к людям, признание их духовного богатства, народного нравственного начала.

Показательно в этом плане стихотворение «Шел Господь пытать людей в любови…»! Бог в образе нищего скорбит о людях, но убогий старик, качающийся от голода, делится с ним последним куском. Сюжетное стихотворение лаконично и трогательно, наглядно рисует душевную щедрость и сердечность русского народа.

Любовь поэта к родине не требует логических уморассуждений, она естественна и органична: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. С «Русь» ) И так же искренни тревоги и переживания поэта за дальнейшую судьбу страны, когда началась Первая мировая война.

Беда народа — это его беда. Меняется пейзаж, становясь мрачным, предвещающим несчастья: Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер.

(«Русь») И «без печали, без жалоб, без слез» те же русские люди, «мирные пахари», собираются на войну, становясь теперь надеждой и опорой родной земли: Вот где, Русь, твои добрые молодцы, Вся опора в годину невзгод. («Русь») Изменения в мироощущении поэта, в понимании им темы родины происходят накануне Февральской и Октябрьской революций. Грядущие перемены поэт воспринял, как он сам говорил, «с крестьянским уклоном», ожидая религиозно-революционного преображения России. Этому посвящены поэмы «Преображение», «Инония» и другие. Но революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт тяжело переживает крах своих иллюзий.

В его стихах появляются новые мотивы: внутренней оппозиционности, обреченности, чуждости происходящим переменам. Яркий пример этому — стихотворение «Я последний поэт деревни…». Грядущую индустриализацию он воспринимает как страшное обезличивание крестьянского мира, умерщвление его души: На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Антитеза живого поля «неживых, чужих ладоней», страшные метафоры панихиды, «прощальной обедни» говорят об ощущении поэтом близкого конца: Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час! То же предчувствие трагического финала — в стихотворении «Сорокоуст». Противопоставление мощного поезда на чугунных лапах и тонконогого красногривого жеребенка вызывает в душе лирического героя грустные мысли: Милый, милый, смешной дуралей, Ну, куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Попытке вписаться в новую Россию, изжить свои трагические противоречия посвящен целый цикл стихотворений 1924 года: «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая». Изменения, произошедшие в родных местах, разделили поколения: молодежь принимает новую жизнь, для них пузатый «Капитал» становится Библией, а старшее поколение лишено привычного уклада жизни и ему тяжело это пережить. «Колокольня без креста», выброшенные с полки иконы — разрушены вековые нравственные ценности русского народа. «Уж я хожу украдкой нынче в лес. Молюсь осинам…

Может пригодится…» — Признается внуку дед в своем вынужденном язычестве. Поэту чужда политика: труды основателей марксизма он не читал «ни при какой погоде», и поэтому он чувствует, что жизнь страны, ее борьба за новую жизнь прошли мимо: Я тем завидую, Кто жизнь провел в бою, Кто защищал великую идею.

А я, сгубивший молодость свою, Воспоминаний даже не имею. Лирический герой испытывает трагическое одиночество: его забыли в родном селе, он ощущает себя «иностранцем», «ни в чьих глазах» не находя приюта. Читатели могут видеть своего рода рефлексию, раздвоение души лирического героя, когда чувства борются с разумом. Чувство обиды, ощущение собственной ненужности — с одной сто-, роны: Моя поэзия’здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. С другой — попытка успокоить самого себя, найти рациональное объяснение происходящему: Но голос мысли сердцу говорит: «Опомнись!

Чем же ты обижен? Ведь это только новый свет горит Другого поколения у хижин». Естественно, что у молодых иное восприятие мира, иные ценности: «Уж не село, а вся земля им мать». И, переборов обиды и сомнения, лирический герой приходит к утверждению подлинных нравственных ценностей в своей душе: Приемлю все. Как есть все принимаю. Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам. Такие непреходящие ценности для поэта — это его творчество и его родина, чувство любви к которой остается неизменным и не зависит от поэтических реакций. Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».

Нельзя сказать, что трагизм в мироощущении поэта преодолен: противоречия остались, и прожитая жизнь зачастую представляется поэту сном («Не жалею, не зову, не плачу…»). Очень точно говорит об этом предчувствии близкой смерти Есенина 3. Н. Гиппиус в статье «Судьба Есенина», написанной ею в эмиграции уже после смерти поэта: «В стихах о родине, где от его дома не осталось И следа, где и родных частушек даже не осталось, замененных творениями Демьяна Бедного, он вдруг говорит об ощущении своей “ненужности”. Вероятно, это было ощущение более страшное: своего… уже “несуществования”: Я человек не новый! Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою. Сопоставив два стихотворения: «Неуютная жидкая лунность…» и «Спит ковыль. Равнина дорогая…», можно видеть, как искренне пытается поэт принять новую Россию: Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны… Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь. «Чахоточный» свет луны, пожалуй, сильный довод в принужденности авторской позиции, в том, каким мрачным стал его взгляд на мир. Вечно только то, что в душе: Свет луны, таинственный и длинный. Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И все, что остается лирическому герою, а с ним и автору, — близость смерти физической, к которой он, сломленный духовно, уже давно готов: Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема родины в лирике С. А. Есенина . Литературные сочинения!

Тема родины в лирике С. А. Есенина