Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Тема жизни и смерти в новелле Бунина «Легкое дыхание»

Бунин - в духе модернистской эстетики - вступает в игру со словом. Слово, имитирующее жизнь, сближает его с культурой «серебряного века», стиравшей грань между действительностью и искусством. В финале бунинской новеллы «легкое дыхание» как бы вылетает из книги, чтобы материализоваться в Олином вздохе, а затем и в кладбищенском ветре. Новелла написана на вечную тему жизни и смерти. Этой теме подчинены и ее жанр, фабула, композиционный принцип столкновения эпизодов, полных жизни, с эпизодами, несущими смерть, и герои повествования (сама Оля и остальные персонажи: подросток-самоубийца Шеншин, «моложавая, но седая» начальница, Малютин - ему «пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив», классная дама - «немолодая девушка… живущая выдумкой, заменяющей… действительную жизнь» и ее погибающий в молодости брат).

Ту же функцию выполняют и детали пейзажа и интерьера: зимнее солнце, рано опускающееся на гимназический сад, но обещающее и на завтра продолжение веселья; погода в деревне - «солнце блестело через весь мокрый сад, хотя стало совсем холодно»; птицы на кладбище, «сладко поющие и в холод»; ветер, одновременно «холодный» и «весенний»; могила и крест, сопровождающиеся эпитетами «свежая», «новый», «крепкий», «гладкий», «выпуклый» и описанием радостного портрета покойной. Вопросами о жизни и смерти впрямую задаются сами персонажи. Решению этой по-бу-нински поставленной вечной проблеме и служит вся структура новеллы. Оля изображается на общем фоне жизни, постепенно из него выделяется, не слушает наставлений, преждевременно превращается из девочки в девушку и из девушки в женщину, ведет себя изменчиво, сходит с ума от веселья, вызывающе держится с начальницей, завлекает офицера и издевается над ним, готовится жить вечно, предчувствует смерть, гибнет, оживает в памяти классной дамы и рассеивается в мировом фоне. «Говоря образно, она все время, как бабочка, выпархивает из рамок, норм поведения, возрастов, жизни, смерти».

Эффект «выпархивания» создается всей системой композиционных приемов: нарушением причинной и повествовательной логики и временной последовательности, активизацией памяти, приданием новых функций пейзажу, интерьеру и другим составляющим физической и словесной фактуры, как бы выступающей из отведенных ей пределов, чтобы завязать контакт с героиней и растворить ее в себе. Противостояние в новелле жизни и смерти разрешается в конце концов в пользу жизни - того чувства легкости, беспечности, ветрености, свежести, с каким Оля Мещерская воспринимает мир. Бунин с исключительной эмоциональной силой эстетизирует свою героиню, полностью освобождая ее от моральных оценок. Его цель - продолжить существование юной гимназистки в ветре и в памяти другого человека. Финальное отождествление «легкого дыхания» с ветром имеет двойственный характер «рассеяния», то есть исчезновения и одновременно сохранения в общем мировом целом.

 

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема жизни и смерти в новелле Бунина «Легкое дыхание» . Литературные сочинения!

Тема жизни и смерти в новелле Бунина «Легкое дыхание»