Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

ТВОРЧЕСТВО А. С. КУШНЕРА В ОЦЕНКАХ КРИТИКИ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ - часть 2

Можно говорить о сложившейся традиции рассматривать сборники «Первое впечатление» (1962) и «Ночной дозор» (1966) как ранний этап творчества поэта. Ко второму периоду творчества поэта относят стихотворения, вошедшие в книги стихов «Приметы» (1969), «Письмо» (1974), «Прямая речь» (1975), «Голос» (1978). Творчество поэта 1984-1991 гг., включающее в себя сборники «Таврический сад», «Дневные сны», «Живая изгородь», «Ночная музыка», выделяется в качестве третьего этапа. Уточним, что данная периодизация не является общепринятой. По поводу отнесения отдельных сборников к тому или иному этапу между учеными существуют разногласия. Так, некоторые исследователи считают, что «Голос» (1978) относится к третьему периоду творчества А. Кушнера. Подобные несовпадения возникают в силу того, что критики и литературоведы предлагают различные критерии выделения того или иного этапа. Например, один из часто используемых критериев – соотношение предметного мира и духовных ценностей в лирике А. Кушнера. Этот признак берется за основу в работах А. Урбана и Д. Б.Пэна. По их мнению, изменения, происходящие в эстетической позиции лирического героя А. Кушнера, можно объяснить следующим образом. В стихотворениях 1962-1966 годов между изображением вещного мира и человеческой души провозглашается соответ-5


Ствие: лирический герой считает, что достичь в своей внутренней жизни порядка и гармонии возможно теми же способами, как привести в систему окружающие предметы. Он предполагает, что законы предметного мира могут быть применены к внутренней жизни. Постепенно герой приходит к пониманию того, что душа человека слишком сложна и изменчива, ее нельзя приравнивать к вещи. Вот как говорит об этом А. Урбан: «жизнь расслоилась на предметный состав и ее духовные сущности. Они не только не совпадают, но часто и конфликтуют. Вещи являют свою ограниченность. Духовное же начало не находит своего предметного выражения» [16, с.151-158]. В лирике 1969-1978 годов, отмечает исследователь, А. Кушнер стремится разрешить этот конфликт. Наконец, в стихотворениях третьего этапа лирический герой находит точки пересечения предметного и духовного миров, обретает равновесие и гармонию.

М. Пьяных использует иной критерий деления лирики А. Кушнера на периоды. Он полагает, что стихотворения первого периода отличаются взглядом героя на мир: «Если ранний Кушнер предпочитал наблюдать жизнь как бы с одной точки, то со временем он все чаще любит видеть ее на ходу, в движении». Позволим себе заметить, что названные критерии не противоречат, а скорее дополняют друг друга, поскольку в статье А. Урбана также высказывается мысль о расширении кругозора лирического героя в лирике 1969-1978 годов.

Можно рассмотреть стихотворения 1962-1966 годов как самостоятельный период лирики поэта по двум основным причинам: поэтические сборники «Первое впечатление» и «Ночной дозор» дают представление об этико-эстетической позиции раннего А. Кушнера. В стихотворениях, вошедших в эти книги, проявляются характерные качества лирики поэта, обратившие на себя внимание исследователей. Среди них называют «камерность», «геометрическую ясность», «заданность и определенность поэтической мысли, рациональность построения» стихов, «аналитическое, конструктивное начало», тяготение к «классически» общезначимому строю, тому стилю литературной культуры, «в пределах которого любая тема неуклонно мыслится как вечная, любая сиюминутность как соотнесенная с историческими прецедентами, любой привидевшийся сон – как навязчивый миф…» [16, с.154]. Многие из этих свойств поэтики раннего А. Кушнера сохраняются на протяжении всего его творческого пути.

Практически всеми исследователями отмечается, что после 1966 года в мировоззрении А. Кушнера происходят существенные изменения, отражающиеся в его лирике, – «от первых двух к трем следующим книгам… – поворот резкий и решительный». Прослеживая эволюцию в этико-эстетических взглядах поэта, не будем делить на периоды лирику 1969-2002 годов, поскольку изменения в представлениях А. Кушнера о поэте и творчестве, а также эволюция творческого облика лирического героя не совпадают с рамками существующей периодизации.

Поэзия А. Кушнера во многом определяет лицо современной лирики. Не случайно И. Роднянская, говоря о влиянии творчества поэта на молодых авторов, замечает, что по интенсивности оно «может поспорить с заимствованиями из высокой классики или раннего авангарда» [14]. Более того, в настоящее время исследователи говорят уже о «школе Кушнера», «студии Кушнера», кушнеровской традиции, ярко проявившейся в поэзии 1970-80-х гг.

В заключение отметим, что, несмотря на пристальное внимание и постоянный интерес к его поэзии со стороны критиков и литературоведов, практически не изучена в литературоведении проблема традиций русской классики и серебряного века в его поэзии. Лирика А. Кушнера, а также его статьи, рецензии, эссе, заметки, посвященные русской литературе, требуют системного осмысления. Это рождает необходимость целостной характеристики поэтической преемственности в творчестве А. Кушнера, определения специфики освоения им художественного наследия русской поэзии, интерпретации ее художественного опыта в литературе ХХ века. Вместе с тем – выявления индивидуального, специфически неповторимого в творческом опыте А. Кушнера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арьев А. Маленькие тайны, или явление Александра Кушнера // Звезда. – 1989. – № 4. – С.196-207.

2. Бек Т. Все дело в ракурсе // Дружба народов. – 1998. – №8. – С.170-178.

3. Дубшан Л. Комментарий к «Кустарнику» // Новый мир. – 2003. – № 6. – С.187 – 193.

4. Кузнецов А. Неиссякаемый сюжет поэзии // Вопросы литературы. – 1986. – № 7. – С.173-200.

5. Кузнецова И. Стихи для меня – образ жизни //Вопросы литературы. – 1997. – № 3. – С.244-263.

6. Македонов А. Свершения и кануны: О поэтике русской советской лирики 1930-1970-х гг. – Л., 1985.

7. Пурин А. Свет и сумерки Александра Кушнера //Арион: журнал поэзии. – 1998. – №2. – С.87 – 99.

8. Пьяных М. Лирическое пространство души //Нева. – 1982. – № 2. – С. 157-160.

9. Пьяных М. «Покой нам только снится…» // Русская советская поэзия 1965 – 1985 гг., – Л., 1985.

10. Пэн Д. Б. Мир в поэзии А. Кушнера. – Ростов-на-Дону, 1992.

11. Роднянская И. И Кушнер стал нам скучен… // Новый мир. – 1999. – № 10. – С.206-216.

12. Роднянская И. Опыт словарной статьи. Об А. Кушнере // Литературная учеба. – 1997. – № 4. – С.23-28.

13. Роднянская И. «И много ль нас, внимательных, как я…» // Новый мир. – 1992. – № 6. – С.240-243.

14. Роднянская И. «Назад – к Орфею» // Новый мир. – 1988. – № 3. – С.240-244.

15. Роднянская И. Прибавление объему // Новый мир. – 1975. – № 10. – С.258-263.

16. Урбан А. Пятая стихия // Нева. – 1986. – № 9. – С.154-160.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » ТВОРЧЕСТВО А. С. КУШНЕРА В ОЦЕНКАХ КРИТИКИ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ - часть 2 . Литературные сочинения!

ТВОРЧЕСТВО А. С. КУШНЕРА В ОЦЕНКАХ КРИТИКИ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ - часть 2