Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

В чем трагедия Раскольникова

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский вошел в литературу в пору господства в ней гоголевского направления, в пору, когда достигла зенита деятельность В. Г. Белинского. Герцен, Огарев, Бута-шевич-Петрашевский, приобщаясь к социализму, искали пути изменения общественного строя России. Молодой Достоевский горячо поддерживал революционные настроения в стране. Он был активным участником кружка М. В. Буташевича-Петрашевского. Этот кружок был очень популярен среди революционно настроенной молодежи в конце 40-х годов XIX века. Этический идеал Достоевского был сформулирован под воздействием утопического социализма с его высоким гуманизмом, сочувствием угнетенным, с опорой на христианскую мораль.

Находясь на каторге как политический преступник, писатель размышляет о ходе революционного движения в России и в Европе, о разгроме декабристов и петрашевцев. И приходит к выводу, что только нравственное перерождение человека сможет изменить мир. Достоевский отвергает путь революционного переустройства общества. Этим объясняется дальнейшее творчество писателя, драматизм вечных сомнений. Достоевский заставляет героя своего романа «Преступление и наказание» мучиться, страдать этими неразрешенными вопросами. Родион Раскольников, главный герой романа, — молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учение.

Живя в тесной каморке, похожей на гроб или шкаф, на пятом этаже многоэтажного дома близ Сенной, Раскольников постоянно наблюдает за жизнью бедноты Петербурга. Раскольников — умный, гордый, необщительный юноша, полный сознания собственной исключительности. Он страдает от голода и лишений, от унижений, которым подвергаются его мать и сестра.

Но личные его тягости и горе его близких — это не основная причина его преступления. «Если бы я из-за того убил, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был», — говорит Раскольников после преступления.

За несколько месяцев до убийства герой пишет статью, в которой рассматривает «психологическое состояние человека после преступления». Он отмечает, что это состояние похоже на болезнь — помрачение ума, распад воли, нелогичность поступков. Коснулся Раскольников в этой статье и «преступления по совести». Разъясняя позднее эту мысль, герой говорит о двух разрядах людей.

В то время как большинство покорно следует установленным порядкам, в истории человечества иногда появляются люди, которые дерзко нарушают общепризнанные нормы морали. Это «властелины судьбы» — Наполеоны, Магометы. Они достигают своих целей через преступление и насилие.

Такие «необыкновенные люди», проклинаемые современниками, затем становятся героями истории. Из этой индивидуалистической теории вытекают мучительные для Раскольникова вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?» В последние перед убийством дни трижды встречается Раскольников с трагедиями жизни, которые до конца убеждают его в справедливости «убийства по совести».

В грязном трактире слушает Раскольников рассказ «пьяненького» Мармела-дова о семнадцатилетней дочери и ее жертве для спасения семьи. И еще один удар, еще одна ступень к бунту — письмо матери о его сестре Дуне, которая может повторить судьбу Сони Мармеладовой. Раскольников с ужасом понимает, что такие истории стали частью петербургской жизни. Убить глупую старуху-процентщицу, взять ее деньги, предназначенные для монастыря, и спасти тысячи униженных и оскорбленных — это «справедливое убийство», по мысли героя. Раскольников совершает свое преступление еще и для того, чтобы определить, относится ли он к разряду «необыкновенных».

Раскольникову удалось совершить задуманное убийство. Но его трагический «эксперимент» привел совсем не к тому результату, которого он ожидал. Раскольников чувствует, что он как будто ножницами отрезал себя от других людей. По его теории, и Соня, и его мать, и Дуня, и Катерина Ивановна принадлежат к разряду «обыкновенных» людей.

И, следовательно, топор другого Раскольни-кова может обрушиться на их головы. Герою невыносима мысль о сходстве его теории с теориями Лужина, Свидригайлова. Он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. «Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил», — с ужасом думает Раскольников.

Таким образом, теория Раскольникова терпит крах, она не выдерживает жизненной проверки. Жизнь, чувство всегда богаче любой теории, утверждает Достоевский. А тем более такой бесчеловечной, как теория о «Двух разрядах», о сверхлюдях и «вшах», «недочеловеках». Основная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненным процессом, опровергающим его теории. Постепенно, мучительно трудно носителями истинной красоты и нравственности стали для Раскольникова не те, кто ставит себя выше рядовых людей, а те, кто, подобно тихой Соне, среди голода и унижений сохраняют веру в жизнь и человека, отвращение к злу, насилию и преступлению в любых формах.

Кто заступится за людей, кто протянет им руку помощи и милосердия? Ни одна теория, направленная против истинных нужд людей, лишенная высшей гуманности, не способна решить эти вопросы, считал Достоевский. Всю жизнь писатель-гуманист искал пути к «широкому» и свободному бытию людей.

Он осознавал, что ему не удалось найти этих путей, но своим анализом исканий Раскольникова Достоевский облегчил другим поколениям поиски путей в «царство света и мысли». Он предостерегает читателей от ошибок своего героя. Пророк идеи «сверхчеловека», Фридрих Ницше, заметил, что своим гуманизмом творчество Достоевского «противоречит моим самым потаенным инстинктам». «Мир спасет Красота», — утверждает Достоевский. Он был уверен, что только нравственное перевоспитание человечества сделает абсурдными преступные теории, найдет выход из жизненных тупиков.

И «золотой век» придет только тогда, когда люди будут любить друг друга.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » В чем трагедия Раскольникова . Литературные сочинения!

В чем трагедия Раскольникова