Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Воображение - Вольтер (1694—1778)

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии. Сновидения относятся к непреднамеренной деятельности воображения. Правда, они нередко детерминируются заданной в состоянии бодрствования целью: таковы известные примеры решения научных задач во сне. Наиболее показательным проявлением пассивного непреднамеренного воображения выступают галлюцинации, которые есть результат нарушения психики. Галлюцинации - это образы несуществующих объектов, которые бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.

 

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, вызванные преднамеренно, но не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Классическим примером преднамеренного пассивного воображения являются бесплодные проекты Манилова, одного из главных персонажей поэмы Н. В.Гоголя “Мертвые души”.

 

Беспредметные образы и представления, оторванные от жизни, но связанные с потребностями человека, называют грезами. В них человек сполна удовлетворяет все те потребности, реализовать которые он не способен в настоящей жизни.

 

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если бесплодная мечтательность занимает значительное место в жизни человека, то это свидетельствует о недостаточности развития личности. И, напротив, если творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивным воображением, то это признак высокого уровня развития личности.

 

Сила продуктивного воображения, его значение для познания и творчества определяются прежде всего тем, насколько воображение учитывает меру, за пределами которой оно может утратить смысл и объективную значимость своей продуктивности, а также тем, насколько новым и оригинальным является результат его продуктивности. Если воображение не удовлетворяет этим условиям, оно оборачивается творчески бесплодной фантазией.

 

В качестве синонима термина “воображение” нередко выступает Термин “фантазия”. Однако отождествлять эти понятия не следует. Дело в том, что если воображение, оперируя образами, всегда связано с реальностью, ориентировано на нее и, то фантазия, как правило, использует образы-символы, которые сознательно гипертрофируют, извращают действительность.

 

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, т. е. состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части и последующем их соединении в новых сочетаниях. Все элементы, из которых складывается вымысел, взяты из жизни, из прошлого опыта.

 

Наиболее элементарной формой синтезирования образов является агглютинация. Она предполагает соединение различных, не сочетаемых в повседневной жизни качеств и свойств предметов и явлений в один образ. Так, путем агглютинации строятся такие сказочные образы, как русалка, кентавр, избушка на курьих ножках и многие другие.

 

Возможными путями создания образов воображения являются также гиперболизация, подчеркивание каких-либо признаков, ассоциации.

 

Гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, изменением количества его частей или их смещением. Примерами гиперболизации могут служить сказочные образы Дюймовочки, Змея-Горыныча с тремя головами, одноглазого циклопа.

 

Различного рода дружеские шаржи или карикатуры создаются благодаря акцентированию, или заострению, подчеркиванию тех или иных признаков, деталей в создаваемом образе. Например, карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, а любителя поесть наделяют объемистым животом.

 

Что касается ассоциаций, то механизм ассоциаций по сходству, смежности или контрасту в творческом процессе сохраняется, но отбор возникающих представлений определяется потребностями и мотивами творчества, подчиняется тем эмоциям, мыслям и стремлениям, которые в данный момент преобладают в психике творческой личности.

 

Предпосылкой развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, приобщение к искусству. Развитие и воспитание воображения - важное условие формирования личности человека.

 

Важнейшим фактором регуляции процессов познания выступают эмоции. Так, эмоциональная окрашенность является одним из условий, определяющих непроизвольное внимание и запоминание. Хорошо известно влияние эмоций на процессы воображения и фантазии. Эмоции при ярко выраженной их интенсивности могут исказить даже процессы восприятия. От эмоций зависит также целый ряд характеристик речи.

 

 

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Воображение - Вольтер (1694—1778) . Литературные сочинения!

Воображение - Вольтер (1694—1778)