Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Возможности факультативных занятий по литературе - Часть 2

· Умение по содержанию и интонационному строю, «музыке речи» услышать, кому из персонажей произведения, какому писателю она принадлежит.

· Умение соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Чтение народных русских песен.

«Ты взойди, взойди, красное солнышко», «Не шуми, мати зеленая дубравушка». Определение общей тональности песни и движения чувств в ней. Чтение отрывков из романа Пушкина «Дубровский» и повести «Капитанская дочка» и сравнение впечатлений от песни в этих произведениях. Сопоставление музыки и исполнения песни «Матушка, что во. поле пыльно…» Н. Обуховой, Л. Зыкиной, Ж. Бичевской.

Гомер. Чтение отрывков из «Одиссеи».

Данте. 26-я песнь «Ада». Рассказ Одиссея. Пересказ поэтического текста с сохранением общей интонации автора (Гомер и Данте).

Шекспир. «Ромео и Джульетта».

Чтение монолога в драматическом произведении (Ромео, Меркуцио, Лоренцо, Джульетта). Диалоги в трагедии. Связь интонаций и действий героев. Мизансценирование. Сравнение сценических интерпретаций образов Шекспира (например, М. Бабанова и А. Фрейндлих).

Шиллер. «Перчатка».

Особенности чтения баллады как лиро-эпического жанра. Сравнение перевода Жуковского и Лермонтова. Нахождение эмоционального лейтмотива в каждом переводе. Рассказ о необычайном случае (по жизненным впечатлениям).

А. С.Пушкин. «Зимнее утро», «Осень».

Рассказ о любимом времени года (по жизненным впечатлениям). Зима в изображении художников (Шишкина, Сурикова, Коровина и др.). Выявление настроения пейзажа в цвете и композиции картины. Сопоставления «зимних» пьес по «Временам года» Чайковского и Вивальди. Реальность настроений и музыкальных стилей композиторов. Попытки устного рисования картин, возникших при слушании музыки. Сравнение чтения «Зимнего утра» А. Шварцем и Е. Тиме, «Осени» Д. Журавлевым и М. Козаковым.

«Капитанская дочка». Гринев как рассказчик. Сравнение манеры повествования в начальных и финальных эпизодах повести. Пересказ с изменением лица рассказчика (Савельич о встречах с Пугачевым, Пугачев о встречах с Гриневым, Маша о встрече с императрицей).

М. Ю.Лермонтов. «Мцыри», «Смерть поэта».

Сравнение тональности монолога Мцыри в начале и конце поэмы. Выявление чувств героя в выразительном чтении. Картины природы в поэме и пейзажи, рисованные Лермонтовым. Рассказ учащихся на тему: «Утро в горах» (по жизненным и литературным впечатлениям). Прослушивание фантазии для фортепьяно «Исламей» М. Балакирева. Устное рисование картин, возникающих при слушании музыки. Сравнение общего настроения и художественной мысли поэмы Лермонтова и фантазии Балакирева.

«Смерть поэта». Составление рассказа по мемуарам «Диалог современников о стихотворении Лермонтова». Оценки актерских интерпретаций текста Остужевым, Качаловым, Яхонтовым и собственное прочтение стихотворения учениками.

А. Н.Островский. «Снегурочка».

Рассказывание знакомых ученикам русских сказок. Пересказ содержания пьесы Островского по действиям. Словесное рисование декораций и портретов действующих лиц. Рассказ о событиях пьесы от лица Снегурочки, Мизгиря, Леля, Берендея. Прослушивание фрагментов оперы Римского-Корсакова и нахождение интонаций для выразительного чтения монологов и диалогов пьесы.

А. П.Чехов. «Толстый и тонкий», «Тоска», «Свадьба». Сравнение вариантов рассказа «Толстый и тонкий» и проявление разности авторского отношения к героям и событиям рассказа в выразительном чтении. Оценки иллюстраций к рассказам Чехова. Составление рассказа «О чем и как рассказал бы Иона, если бы его слушали?» Создание словесной иллюстрации: «Иона говорит с лошадью». Водевиль как драматический жанр. Оценка кинофильма «Свадьба».

· М. Горький. «Сказки об Италии».

· Диспут на тему: «Самый интересный рассказчик в «Сказках об Италии». Авторская речь и речь героев в выразительном чтении. Патетический романтизм и бытовое просторечье в конкретном сопоставлении. Создание киносценария по одной из «Сказок» Горького как прием развития воображения, необходимого для чтеца. Рассказ о событиях сказки от лица разных героев (Нунчи и Нины, например).

· В. Маяковский. «Необычайное приключение…», «Хорошее отношение к лошадям».

· Авторское и актерское чтение «Необычайного приключения…» (Маяковский и Яхонтов). Рассказ учеников на тему: «Дни и ночи РОСТА» (по мемуарам). Сравнение интонаций и стиля рассказа Чехова «Тоска» и стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Попытки в выразительном чтении открыть общность и различие авторских позиций.

· А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

· Попытки создания монтажа для выразительного чтения. Словесное рисование картин повести. Подбор музыки, сопровождающей чтение.

· В. Шукшин. «Волки».

· Составление киносценария. Выразительное чтение портрета, пейзажа, повествования, диалога.

· Ю. Казаков. «Оленьи рога».

Трудности чтения лирической прозы. Слияние авторской речи и речи героини в чтении. Рассказ учеников на тему: «Я прощаюсь с детством».

Разумеется, каждое занятие может быть построено и на ином художественном материале. Каждый учитель чувствует, что более всего окажется близким его ученикам, что приохотит их скорее всего к чтению классики.

Воспитание читателя, являющееся целью школьного изучения литературы, не может быть осуществлено лишь на уроках, в классе. Современный школьник сталкивается с самой разнообразной культурной информацией. Радио, телевидение, кино, театр с большой силой воздействуют на читательские интересы школьников, часто определяют круг и характер внеклассного чтения учащихся. Редкие уроки внеклассного чтения не в состоянии охватить всех интересующих и необходимых ученикам вопросов, связанных с восприятием искусства. В значительной мере этому расширению горизонта знаний в области искусства способны помочь факультативные занятия в старших классах. Их содержание, построение, методическое воплощение требуют серьезного внимания учителей-словесников. Современная практика ведения школьных факультативов в старших классах обнаруживает тенденцию к превращению внеклассных школьных занятий в своего рода вузовский спецкурс или спецсеминар по узкой научной проблеме. Сужение тем факультативов вряд ли целесообразно даже тогда, когда ученики получают на занятиях отдельные навыки исследовательской работы. В школе мы не готовим литературоведов. Постановка такой задачи была бы утопичной, нереальной. Факультативы, по нашему глубокому убеждению, должны расширять представления школьников об искусстве, помочь им осознать, привести в систему все разнообразные впечатления от искусства, получаемые по разным каналам и ощутить свои возможности в том или ином виде деятельности.

В качестве темы для факультатива надо избирать не частный, как это порой бывает, а существенный для идейного и эстетического развития школьников вопрос, который объединяет все занятия факультатива общей и содержательной мыслью. При этом характер проблемы, центральной для факультатива, необходимо соотнести с уровнем, возможностями читательского восприятия школьников, с кругом вопросов, в первую очередь их интересующих.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Возможности факультативных занятий по литературе - Часть 2 . Литературные сочинения!

Возможности факультативных занятий по литературе - Часть 2