Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Возможности факультативных занятий по литературе - Часть 6

Следующее, Четвертое занятие Факультатива посвящено теме «Русский сентиментализм».

Ученики IX класса почти незнакомы с литературой сентиментализма, но конкретные впечатления необходимы, чтобы иметь представление о значительном направлении в искусстве конца XVIII - начала XIX в. Поэтому формой факультативного занятия выбрана экскурсия в Павловский, парк, в сплаве природы, скульптуры, архитектуры, живописи, музыки и стихов дающая возможность получить не только понятие о сентиментализме, но образ его.

После экскурсии (очной или заочной) можно прочитать отрывки из «Бедной Лизы» Карамзина и задать следующие вопросы:

· Чем интересен для вас Павловский парк?

· Какие настроения особенно характерны для эпохи сентиментализма?

· Чем отличается сентиментализм от классицизма?

Характер факультатива «Под сенью дружных муз» по описанным уже занятиям ясен учителю. Поэтому наметим лишь план продолжения факультатива, поддерживающего историко-литературный курс в IX классе.

Занятие 5. Русские романтики (1810 - 30-е годы в живописи, музыке и литературе): О. Кипренский, С. Щедрин, А. Дельвиг, Н. Языков, А. Алябьев, А. Варламов.

Занятие 6. Рисунки Пушкина.

Занятие 7. Лирика Пушкина и русский романс.

Занятие 8. Лермонтов-художник.

Занятие 9- Портреты Лермонтова и воспоминания о нем.

Занятие 10. Поэзия Лермонтова в русской музыке.

Занятие 11. Гоголь и Щепкин.

Занятие 12. Гоголь и русские художники.

Таким образом, в этом факультативе мы прослеживаем общие связи писателя с искусством его эпохи и подчеркиваем индивидуальные свойства его таланта.

В X и XI классах полезно создание факультативов другого характера, прослеживающих связи между разными видами искусства в пределах русской культуры: «Литература и театр», «Литература и музыка», «Литература и живопись», «Литература и кино». Мы сознательно в этих сопоставлениях литературу ставим на первое место, так как в факультативе литературные имена должны явиться опорным центром, который более знаком ученикам и от которого их легче вести к осознанию незнакомых явлений. Возможное содержание этих факультативов нам представляется следующим:

«Литература и театр»

«Волшебный край» (театр пушкинского времени, Пушкин-зритель) .

«Судьба человеческая и судьба народная» («Борис Годунов» и его театральные воплощения).

«Истина страстей» («Маленькие трагедии» Пушкина на сцене).

«К вам Александр Андреич Чацкий!» (сценическая история «Горя от ума» Грибоедова).

Романтическая драма (Лермонтов. «Маскарад»; Арбенин-Юрьев).

Кривое или верное зеркало? («Ревизор» Гоголя и его сценические истолкования).

Гоголь и Щепкин.

Островский и Малый театр.

«Бесприданница» Островского на русской сцене.

Чехов и Художественный театр.

«Настало время нужды в героическом» («Мещане» М. Горького и «Три сестры» Чехова).

Комедия или драма? («Вишневый сад» Чехова).

Вечные вопросы жизни («На дне» М. Горького и сценические интерпретации пьесы):

Трагедии и фарсы (драматургия Маяковского на сцене).

«Литература и музыка»

Литературно-музыкальные салоны Москвы и Петербурга в первой трети XIX века.

Музыкальный мир Пушкина.

Пушкин и Моцарт.

Лирика Пушкина и развитие русского романса.

Поэзия Лермонтова в русской музыке.

Музыка в жизни и произведениях Тургенева.

Музыкальные пристрастия и душевный мир героя (Гончаров. «Обломов», Тургенев. «Отцы и дети», Чехов «Ионыч», М. Горький. «Мать»).

Музыка на страницах романа Л. Н.Толстого «Война и мир».

Гости Ясной Поляны (музыка в жизни Толстого).

Поэзия Фета, Тютчева и А. К.Толстого и русский романс.

Некрасовские образы в русской музыке.

Мир музыки в поэзии А. Блока.

Есенин и русская песня.

Поэты и песни Великой Отечественной войны.

«Нам песня строить и жить помогает» (современная поэзия и песенное творчество).

«Литература и живопись»

«Любите живопись, поэты» (о соотношении словесного и изобразительного искусства).

«Слово о полку Игореве» и памятники русской живописи и зодчества.

Ода и классицистический портрет (XVIII век).

Русские романтики (1810 - 30-е годы в живописи и литературе).

Портреты Пушкина.

Пушкин об изобразительном искусстве.

Иллюстраторы Пушкина.

Лермонтов-художник.

Гоголь и русские художники.

Гоголь и Федотов.

А. Н.Островский и живопись передвижников. Русская жизнь в пьесах Островского и живописи передвижников.

Л. Н.Толстой и русские художники (Крамской, Ге, Репин).

Чехов и Левитан.

Блок и Врубель.

Маяковский и живопись.

На этих факультативах связи литературы с живописью, музыкой, театром прослеживаются во временном соотношении. Такое построение важно для воспитания историзма мышления учеников. Каждый факультатив полезно начинать с лекции общего, эстетического порядка. В ней должны быть подчеркнуты связи и противостояния искусств, возможности и пределы каждого из них. Здесь нужно использовать классиков мировой эстетической мысли. Говоря о границах живописи и поэзии, познакомить учащихся с «Лаокооном» Лессинга. Сравнивая возможности литературы и театра, дать представление об «Искусстве поэзии» Аристотеля и «Гамбургской драматургии» Лессинга.

В дальнейшем развороте каждого факультатива также необходимо показывать, как возникают притяжения между художником и писателем, музыкантом и поэтом, драматургом и актером. Но при этом еще важнее не стереть границ их своеобразия, не представить эти связи как уподобление. Подлинное эстетическое воспитание предполагает и умение видеть общее в явлениях искусства, и острое ощущение неповторимости каждого художника, каждого произведения.

Факультативные занятия по литературе могут способствовать перенесению опыта классных анализов на произведения круга внеклассного чтения. Вместе с тем характер факультативных занятий требует иных средств анализа, нежели литературный разбор в условиях урока: большая широта и вариативность материала, меньшая детализация анализа, свобода проявления индивидуальных склонностей учащихся в выборе материала и форм занятий, простор для самостоятельной работы учеников и т. д. Подчеркивая эти отличительные от урока свойства факультативных занятий, мы должны в то же время отметить, что факультатив не является вариантом литературного кружка. Кружок более свободен в своей программе, чем факультатив. Кружок живет тем, что сегодня взволновало учеников, о чем они хотят говорить или спорить. Новая повесть в журнале, только что просмотренный фильм, обсуждение театральной премьеры, новый сборник стихов, попытка описать впечатления от экскурсии в форме очерка - вот содержание занятий кружка. Факультатив не может его заменить, ибо не рассчитан на такую моментальную реактивность. У факультатива есть программа, которая в целом отвечает интересам возраста учеников и нуждам времени. Но проблема, избранная для факультатива, предполагает более планомерное изучение материала. Это система занятий увлекательных, живых, творческих, но требующих не только обмена впечатлениями, которые достаточны для беседы в кружке, но и углубленных изучений.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Возможности факультативных занятий по литературе - Часть 6 . Литературные сочинения!

Возможности факультативных занятий по литературе - Часть 6