Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

О женских образах XIX столетия принято говорить «пленительные». И это правда. Женщина — источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, /Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, /И царствует в душе какой-то холод тайный, /Когда огонь кипит в крови». Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя романа Печорина и сто отношение к женщинам. Их в произведении три: Бэла, княжна Мери и Вера.

Бэла — юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев ее на свадьбе, был пленен ее внешностью и какой-то необы­чайностью. Она показалась ему воплощением непосред­ственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судь­бу, Печорин понял, что он обманулся: «…

любовь дикар­ки немногим лучше любви знатной барышни, невеже­ство и простодушие одной так же надоедают, как и ко­кетство другой». Впрочем, не будем забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который, как известно из содержания романа, быстро во всем разочаровывался. У Бэлы сильный характер, в котором есть и твер­дость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа. Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы уз­наем из дневника Печорина, в котором подробно опи­сано «водяное общество» Пятигорска, где пребывал ге­рой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествования.

Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, нео­пытна, кокетлива. Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарса Грушницкого, недопонимает тонко рассчитанной игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в ее кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным.

Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Литовских, он имеет возможность видеть там Веру. В такой обстановке, думается, княжне Мери было очень трудно быть самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества. Почему Печорину так скучно и одиноко?

Ответить на этот вопрос — значит, раскрыть причину сто горес­тей. Печорин — неординарная личность, следователь­но, он по-своему искал это и в женщинах, искал ту, кото­рая могла бы целиком захватить его душу. Но таковой не находилось. И, на мой взгляд, Лермонтов ставил пе­ред собой задачу гораздо шире, чем просто показать молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавлен­ных эгоизмом Печорина.

Любовь Печорина дана как будто схематично. Лер­монтов не показал, если можно так сказать, целиком этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру. Однако это был всего лишь временный порыв души и не более того. Утром он вновь стал самим собой.

Да, Вера — только болезненное прошлое Печо­рина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для самолюбия Григория. Нет! Это не для Печорина! Мо­жет быть, поэтому, чтобы обрести потерянное равно­весие, он так холоден с юными, влюбленными в него женщинами. Лермонтов отделяет себя от Печорина, заявляя, что портрет героя составлен из пороков всего общества.

Впрочем, в отношениях Печорина и Веры мне видится отражение трагической неразделенной любви Лермон­това к Вареньке Бахметьевой. Поэт любил ее всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: «У ног других не забы­вал я взор твоих очей, /Любя других, я лишь страдал любовью прежних дней».

В этом, думается, автор похож на своего героя. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, по он постоянно возвращался в мыс­лях к образу своей любимой. Лермонтов не случайно уделил огромное внимание женским образам в своем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, Все права защищены и охраняются законом &copy 2001-2005 олсоч. ру не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей поло­вины человечества, вне ее интересов, переживаний и чувств.

Одним из открытий, сделанных здесь писателем, было использование принципа: расскажите мне, кто любит этого человека, и я составлю о нем представле­ние. Женские характеры «Героя нашего времени» по­могли автору полнее раскрыть образ Печорина и при­дали самому роману какую-то неповторимость и совер­шенно особую прелесть. О жизни М. Ю.Лермонтова написана замечательная книга Новикова «О душах живых и мертвых», о нем со­здано много критических статей. Если Пушкин являет­ся создателем первого реалистического романа о совре­менности в стихах, то Лермонтов — автором первого реалистического романа в прозе. Его произведение от­личается той глубиной психологического анализа, ко­торая позволила Чернышевскому увидеть именно в Лер­монтове непосредственного предшественника Льва Толстого.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» . Литературные сочинения!

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»