Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Жизнь и искания Пьера Безухова в романе «Война и мир»

Параллельно жизненному пути Андрея Болконского перед читателем, во всех его переходах и подробностях, в его падениях и взлетах, проходит путь другого любимого героя Толстого - Пьера Безухова. Жизнь и искания Пьера Безухова, как и искания Андрея, исполнены исторического смысла; в своем содержании они во многом передают и выражают то великое явление в русской истории,  которое именуется декабристским  движением. Психологически тип декабриста представлял собой и Андрей Болконский. Его ум, благородство, гордое честолюбие, живая совесть - все это характерные черты декабристского типа. Недаром в эпилоге романа сыну Андрея Николеньке видится сон, в котором он с Пьером идет впереди огромного войска против Аракчеева, и его отец  оказывается  тут  же,   и  отец  сливается  с  Пьером.

Однако, если в князе Андрее, в особенностях его личности, только намечен характер декабриста, то в Пьере он представлен более ощутимым образом. Конечно, Пьер Безухов и вся его жизнь представляют не вообще декабристский путь, а особую, толстовскую версию декабристского пути, но это не меняет дела. Пьер ведет себя одновременно и как будущий декабрист, и как любимый толстовский герой. Как все герои, близкие Толстому, он в постоянных исканиях, в сомнениях, в пути. Но само направление пути Пьера, характер и содержание его исканий помогают увидеть в нем и через него некоторые существенные черты личности декабриста и декабристского движения.

Вспомним одну из важных вех в жизни Пьера Безухова. Женившись на Элей, Пьер все больше осознает, что семенная жизнь его дурна, что настоящей семьи у пего лет, что жена его безнравственная и развратная женщина. В нем растет недовольство, но по другими, а самим собой. Прежде всего и больше всего самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает па дуэль Долохова, оскорбившего его. Пьер в этой дуэли должен быть убит, ибо Долохов известный дуэлянт и человек, которого все знают за жестокого и беспощадного, а Пьер первый раз в жизни: должен будет взять в руки пистолет. Однако не Пьер убит на дуэли, а ранен Долохов.

Увидев лежащего  на  снегу раненного  им  Долохова,  «Пьер схватился за голову, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова: «Глупо…. глупо! Смерть… ложь…- твердил он, морщась». «Глупо» и «ложь» - это опять относится только к нему самому.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли, с Долоховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Пьер переживает глубокий душевный кризис. Кризис, переживаемый Пьером,- это и сильное недовольство собой и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.

Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке дожидаясь на станции . лошадей, лежит на кожаном диване и думает: «…А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным, а Людовика XVI казнили. Ход мыслей Пьера только по самому поверхностному впечатлению может показаться беспорядочным. Для него ,и его дуэль с Долоховым, и казнь Людовика XVI являются событиями принципиально одного ряда. Это события, .имеющие отношение к жизни - и, следовательно, к истории. Важные для жизни, они в одинаковой мере относятся и к истории. Может быть, сам Пьер это сознавал не до конца, зато это знал и до конца был в этом уверен Лев Толстой.

Пьер принимает этот .путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить . свою жизнь и самого себя. Приход Пьера к масонам оправдан у Толстого личностно и психологически. Но он оправдан также и исторически. Обращение Пьера к масонам в известной мере соотносится с историей декабристского движения. Известно, что многие декабристы (или почти декабристы) прошли через увлечение масонством. Декабристы были людьми обнаженной, предельно чуткой совести. Именно такими их видел и понимал Толстой. Веления совести, нравственный поиск вели их одновременно и к социальному протесту, и к потребности личного совершенствования. Тяготение к исходным идеям масонства и революционность декабристов оказывались вещами совместимыми и в какой-то степени даже связанными. В той же мере совместимыми и связанными являются в жизни Пьера Безухова его вступление в масонскую ложу и его участие в дальнейшем в секретном обществе, в котором говорилось о произволе властей и т. д.

В жизни Пьера не только масонство (в том числе, конечно, и разочарование масонством), но п многое другое исполнено глубокого исторического смысла. Пьер, по будучи военным, принимает участие в Бородинском сражении - и через наго, его глазами Толстой передает свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий. Пьер задумал убить Наполеона и с этой целью, переодевшись мещанином, остается в Москве.

Толстого это проявление общего закона жизни и истории. Человек, сознавая в себе человека, не может убить себе подобного, н если, несмотря на это, его волею совершаются насилия и убийства, то это потому главным, образом, что человек, как считает Толстой, перестает быть человеком, когда он одевает на себя государственную форму и становится орудием власти - и, значит, «непромокаемым» для живых человеческих чувств. В этой толстовской идее, очень дорогой для него, легко увидеть задатки того решительного отрицания всякой власти, всякого государства,  которое  будет  характерно  для  позднего  Толстого.

Решающая веха па пути Пьера - его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча эта знаменовала приобщение героя к народу, к народной правде. Приобщение особенно важное, если учитывать близость Пьера к декабристскому типу.

 

 

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Жизнь и искания Пьера Безухова в романе «Война и мир» . Литературные сочинения!

Жизнь и искания Пьера Безухова в романе «Война и мир»