Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Что такое художественный язык?

Искусство слова, как и любое другое искусство, имеет свои, очень      специфические, законы, свой язык, без знания которого нельзя правильно прочитать художественный текст (в самом прямом смысле, как без знания китайского нельзя прочитать книгу на китайском). Что же является языком литературы? Вы никогда не замечали, насколько странными кажутся многие тексты, если понимать их буквально? Например: “Осень. В небе жгут корабли…” (Ю. Шевчук). Как это? Разве в небе есть корабли? Какие? Как именно их жгут? При чем здесь осень? И так далее…

Если считать, что художественная речь - это обычная речь, то странность ее бросается в глаза. Художественные средства и разного рода украшения для передачи непосредственной, “голой” мысли, для передачи сообщения совсем не нужны. А для искусства - необходимы. Никакое произведение искусства не может обходиться без художественных средств. Зачем они ему?

Художественные средства - это как бы материал, из которого “сделана” художественность. Искусство предполагает передачу какой-то особой информации, каких-то особых смыслов, которые нельзя передать ничем, кроме искусства. А для передачи этой информации оно нуждается в особых приемах, в особом языке. Такова несколько прямолинейная, но в целом верная схема. Ее можно повернуть и наоборот: нет в тексте художественных средств - значит, нет и особой  нформации, нет и искусства.

Это же утверждение еще более категорично, хотя и шутливо, высказал Борис Заходер.

Сравнения, метафоры, синекдохи и тому подобное - это все способы сделать слово в художественном тексте “странным”, новым, неожиданным и таким образом передать мысль не “напрямик, как в учебнике химии”. Художественные средства - это не какой-нибудь “довесок” к содержанию, это само содержание.

“Особый смысл” любого произведения искусства состоит не в том, что автор описывает, а в том, как он это делает. Эта мысль, между прочим, принадлежит вовсе не нам, а Пушкину: “Самый ничтожный предмет может быть избран стихотворцем; критике нет нужды разбирать, что стихотворец описывает, но как описывает”.

После Пушкина это мнение выражали другими словами раз, наверное, сто. Владимир Набоков в своей лекции “О этом так: “Предмет изображения может быть сам по себе грубым и отталкивающим, а его изображение - художественно выразительным и гармоничным. Это и есть стиль. Это и есть искусство. И это единственное, что по-настоящему имеет значение в литературе”. А поэт первой половины XX века Семен Кирсанов выразился еще определеннее:

  • Я ставлю сущность выше слов,
  • Но верьте мне на слово:
  • Смысл не в буквальном смысле слов,
  • А в превращеньях слова.

 Смысл - в “превращеньях”! Что значит “превращенья слова”? Превращенья - это тропы. И - шире - вообще любые “приемы”. Метафора, синекдоха, метатеза, параллелизм, инверсия, анафора… Все те художественные средства, которые в традиции школьных учебников расположены в самом конце темы и являются как бы необязательным материалом. А это неправильно. Смысл текста как раз и надо искать в его художественных средствах, в “превращеньях” его языка, в том, как “стихотворец описывает”, какие “сцепления” для него важны и какой именно “лабиринт” этих сцеплений он выстроил для читателя (о многом из этого вы узнаете дальше).

Добавим еще, что тропы и   стилистические фигуры, а также рифма - это самые заметные способы “превращений”. Они на поверхности и потому сразу бросаются в глаза. На самом же деле все обстоит гораздо сложнее: изменения происходят и внутри самого слова, в его значении, хотя внешне это никак не выражается. Поэтому к слову в художественном тексте нужно внимательно приглядываться независимо от того, “троп” оно или “не троп”.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Что такое художественный язык? . Литературные сочинения!

Что такое художественный язык?